Китайцы в России

"Какой язык учат оптимисты?" - "Английский". - "А пессимисты?" - "Китайский".

Это, конечно, всего лишь анекдот. Тем не менее граждан КНР (китайцев) в России с каждым годом все больше. В свое время я жила в пятиэтажке, на втором этаже, а на четвертом арендовал квартиру китаец. Тетя Тася из 27-й ласково звала его Петушонком. Было за что. Каждое утро, в самом начале седьмого, когда никто в подъезде еще не думал просыпаться, китаец выходил на площадку и оглашал засоню-хрущовку громким пением (я не сомневалась, что исполнял он гимн КНР). Под звуки пения китаец подпинывал по лестнице тяжелые тюки с товаром - шел на рынок торговать. Каждое, повторюсь, утро.

О муравьином трудолюбии китайцев все мы наслышаны. Многие считают: это сам Бог их так одарил... Что же до неважного качества китайских товаров, то лично я принципиально не понимаю ворчания земляков по этому поводу. Не нравится - не покупай. Нет же...  Покупательница на рынке орет на торговку-китаянку: "Да эти ваши помидоры - нитратные! По телику говорили!" И тут же велит взвесить килограмм. Дешево! В китайской говядине-свинине немерено гормональных стимуляторов роста. В детских игрушках - вредный фенол. Носильные вещи редко переживают первую стирку: расползаются по швам, теряют форму... Но цифры на ценниках очень уж привлекательные. Вот и заримся на дешевизну.

У тех, кто экспортирует продукцию из КНР в Россию, нет резонов ощутимо повышать качество. Как сказал один из рыночных торговцев: "Русские и так купить. Главно, мала цена". Справедливости ради надо, впрочем, отметить, что времена, когда "китайский" считалось синонимом некачественного, проходят. Кое-что китайцы делать научились едва ли не лучше, чем в Европе. Вот только в Россию лучшее не слишком-то везут: лучшее - дорогое, а для русских "главно, мала цена". Резюме: каков у нас спрос, такое у них и предложение. Неча на зеркало пенять!

Эволюционируют не только китайские товары. Эволюционируют люди, ими торгующие. Бизнесмен из наших, но сотрудничающий с "ихними", рассказывал: встречает знакомую китаянку, у нее на пальце колечко светленькое, ну он и ляпнул: "Какая милая штучка! Серебро?" Китаянка аж задохнулась от возмущения: "Это платина!" Пока русские упорствуют в сочинении мифов о нелегалах, теснящихся всемером на десяти метрах, герои этих самых мифов покупают ювелирные украшения, меха, машины... Но парадокс в том, что материальные ценности им... не очень-то нужны!

Не в китайской это натуре - шиковать. Еще насмешник Паркинсон в своих "Законах" писал: англичанин-де, если замыслит коммерцию, то возьмет кредит, снимет офис в лондонском Сити, купит лимузин, а уж оставшиеся фунты, если не спустит на "Паркер" с золотым пером, сделает стартовым капиталом. Китаец - другое. Даже преуспев, он живет в лачуге и ходит в драных штанах. При этом пашет по восемнадцать часов в сутки.

Для китайца деньги - не самоцель. И не эквивалент того, что на них можно купить. Скорее, эквивалент статуса. То есть твои деньги придают тебе значимость в глазах окружающих. И на самоуважении сказываются. Примерно так. Поэтому в Китае даже состоятельные люди хоть и гордятся состоятельностью, живут неприхотливо. Но то в Китае! Едва китаец приезжает в Россию, он перво-наперво выучивает мат, а следом научается кичиться достатком. И на смену анекдотам о "новых русских" в малиновых пиджаках приходят другие хохмы - из жизни "новых китайцев" у нас. Зима. Мороз градусов 25. А "новая китаянка" "рассекает" в густо-розовых атласных бриджах с бантиками!.. Форсят, заметьте, не друг перед другом - перед нами. Или в казино: на глазах у русских компаньонов китайские бизнесмены охотно ставят на кон крупные суммы. Проигрывают - и не выказывают досады.

"Железными петухами" в Китае называют партнеров, которых удалось уломать на все мыслимые и немыслимые уступки. Расшифровывают метафору так. Петух не несет яиц, то есть проку с него изначально мало. Но все-таки кое-чем поживиться можно: перья, например, повыдергать, пух повыщипать... А вот уж когда ощипан дочиста - тогда все, "железный"! То же с компаньонами. Если остается шанс выгадать хоть одну пушинку-юань, китаец стоит на своем, торгуется, "щиплет". Делать дело они, что и говорить, умеют! Причем не важно, что под "делом" понимается: лесозаготовительная кампания, ресторан, теплицы с огурцами или место на рынке. Не принято у них делить дела на царские и нецарские. Принято вставать на рассвете и вкалывать, пока солнце не сядет. Усердно. Без перекуров. Без выходных и отпусков. Не это ли нам и претит? У Льва Толстого есть замечание: "Китайцы должны бы благотворное влияние оказать на нас уже редкостным своим умением трудиться". Какое там! Благотворному влиянию мы поддаваться не торопимся. Напротив, мы им тяготимся. Точь-в-точь, как троечники тяготятся присутствием в классе умниц-отличников. Кому ж охота на фоне лучших казаться еще хуже и нерадивее? Оттого и огрызаемся: "Понаехали тут!" Мария Юрьевна Чжаохун, председатель Красноярской китайской общины, говорит, что масса ее соотечественников готова ехать в Россию даже ради 500 юаней. Что в пересчете на "наши денежки" всего-то... 1750 рублей! Кто из русских хоть пальцем шевельнет за такую зарплату?!

А что касается "понаехали тут" - лишь один пример. "Китайский торговый город" в Красноярске вырос из недостроенного еще с советских времен здания. Рушилось, и если кому приносило пользу, то наркоманам, устроившим здесь притон. Никто из отечественных коммерсантов не желал связываться с долгостроем. В 1999-м, при полном отсутствии конкурентов, помещение выкупили предприниматели из Китая. До этого они несколько раз приезжали в Красноярск "на разведку". Что интересно - в сопровождении своих крупных чиновников. Правительство КНР понимает, что трудоустраивать население нужно прежде всего внутри страны, тем не менее поддерживает погнавшихся за длинным юанем за границу. Выгода тут очевидная: и неприкаянного народа меньше, и производство, сориентированное на экспорт, развивается, и деньги в страну поступают. Поэтому даже высоким чинам не зазорно чуть не за ручку приводить на заграничные рынки своих сограждан. "Китай-город" в Красноярске - может, и не идеал торгового комплекса. Но уже то здорово, что "наркоманские развалины" при взгляде на него даже не вспоминаются. Только сделано это не нашими стараниями... В России множество незанятых ниш: хочешь жни, а хочешь куй (строй, торгуй, готовь утку по-пекински). Этим Россия мигрантов из КНР и привлекает. Но только этим. 

22-летний Цзан Годун учится в Красноярском госуниверситете. И не скрывает, что друзья детства держат его едва ли не за неудачника. В Китае считается делом чести пристроить отпрыска-студента "в заграницу". Но! В "нормальную" заграницу! Лучше всего - в США. Неплохо также в Японию, Корею (Южную, естественно), Канаду, Европу, Австралию, даже в ЮАР. Китайцы, по крайней мере на этом этапе, не хотят у нас навеки поселиться. Они не приезжают в Россию с маленькими детьми. Они - за редким исключением - не покупают недвижимость (лишь у 10 процентов живущих в русских городах свои квартиры). Даже язык и то многие не учат: зачем? "Холосо качество", "синий", "зеленый", "размеры, каки хошь" - торговцам, как Эллочке-Людоедке, достаточно тридцати слов. Россияне жуть как пугаются страшилок о "желтом нашествии". Но... Не так мы им нужны, как возомнили! Отношение граждан КНР к сопредельным территориям - утилитарное. Выгодно - приезжают, невыгодно - сворачиваются и назад. В Китае не грезят о том, как основаться по ту сторону границы. Едут на год-два. И эти год-два живут от нас, русских, обособленно.

"Бизнес нет - русских нет!" - категорично заявил китаец Чжан Лян в ответ на вопрос, не приятельствует ли он часом с русскими, не посещает ли с ними пивные и прочие заведения. Этому правилу следуют все его земляки. В китайском землячестве - обособленном, закрытом для посторонних мирке - есть все, что нужно для жизни, а значит, незачем высовывать нос "наружу", за пределы колонии. Правда, и преступные группировки тоже в наличии. Русских не трогают. Зато своих, не выносящих конфликты на сторону, держат в кулаке. Вымогательство, кражи, драки. В прошлом году под Иркутском нашли труп 30-летнего Мао Юнь Чао: торговец фруктами отказался отстегивать соплеменникам-рэкетирам и получил пулю. В красноярском "Китай-городе" - торговом центре - я пытаюсь разговорить Ли Юй Цзюань. - Вы не хотите переехать в Россию насовсем?- Нет, - отвечает Ли Юй Цзюань.- Я думаю, все люди должны стремиться к родине.* 1 млрд 265 млн человек проживает в КНР согласно переписи 2000 года. Однако, по мнению экспертов, эти данные занижены почти в два раза, ведь в Китае не регистрируются вторые-третьи дети в семьях. 140 млн - население РФ. * 9,6 млн кв. км - площадь КНР. 17 млн кв. км - площадь РФ. * Плотность населения в Китае - 130 человек на 1 кв. км. У нас - 8 человек. На приграничных территориях соотношение еще разительнее: 180 человек на 1 кв. км - у них, 1-2 человека - на 2-3 кв. км у нас. * 10-15 млн - ежегодный прирост населения в Китае. У нас ежегодно рождается на 1 млн человек меньше, чем умирает.По прогнозам ООН, к 2050 году в России будет 113 млн жителей максимум (минимум - 96 млн). * За пределами Китая во всем мире живет 25 млн китайцев. 1,5-2 млн китайцев живут в России.

* В Китае 200 млн безработных. 100000 трудовых мигрантов ежегодно уезжают из Китая в другие страны.