Чеченские деньги

Куда уплывают "чеченские" деньги?

По некоторым сведениям, общая сумма исков против организаций и учреждений Министерства обороны по поводу невыплаченных военнослужащим денег за участие в боевых действиях на территории Чечни превышает 800 миллионов рублей! А ведь есть еще внутренние войска МВД РФ со своими финансовыми органами, и там, похоже, наблюдается подобная картина.

Куда же уплывают "чеченские" деньги? Ранее мы обещали, что зададим этот вопрос руководству Министерства обороны. Запрос нами был направлен. Заместитель министра обороны Л.К. Куделина прислала в редакцию обстоятельный ответ. Мы считаем необходимым опубликовать его полностью. "Ваше обращение по вопросу выплаты денежного вознаграждения за участие в боевых действиях (контртеррористических операциях) военнослужащим, выполнявшим (выполняющим) задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, рассмотрено. С начала проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999 г. и от 28 октября 1999 г. военнослужащим из состава Объединенной группировки войск (сил), привлекаемым к участию в боевых действиях приказами командиров воинских частей (с последующим утверждением этих приказов командующим Объединенной группировкой), за дни фактического участия в проведении этих мероприятий выплачивалось денежное вознаграждение в размере от 810 до 950 рублей в день в зависимости от категории военнослужащего.

Выплата денежного вознаграждения производилась воинскими частями по месту штатной службы военнослужащих по раздаточным ведомостям, составленным на основании утвержденных в установленном порядке приказов (выписок из приказов) командиров воинских частей. Необходимые расходы воинским частям на выплату указанного денежного вознаграждения согласно заявкам штаба Объединенной группировки войск (сил) профинансированы полностью. По заявлениям и обращениям отдельных военнослужащих проводятся необходимые проверки, принимаются меры к удовлетворению законных требований.

С 1 мая 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г.) установлена выплата денежного вознаграждения исходя из суммы 20000 рублей в месяц только для военнослужащих специальных сил, а также военнослужащих из состава Объединенной группировки войск (сил), привлекаемых к участию в проведении контртеррористических операций согласно приказам руководителя Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона.

Аналогичный порядок и размер выплаты указанного денежного вознаграждения определены и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (опубликовано в "Российской газете" 13 февраля 2004 г. № 28). Основанием для выплаты причитающихся денежных сумм за фактическое участие в проведении контртеррористических операций являются только изданные во исполнение приказов руководителя Регионального оперативного штаба и утвержденные руководителем указанного штаба приказы командиров воинских частей, в которых указываются фамилии военнослужащих, количество дней их участия в этих операциях и причитающиеся к выплате суммы. Какие-либо другие документы (справки, записи в военных билетах и т.д.) не могут являться основанием для выплаты денежных сумм за фактическое участие в контртеррористических операциях.

Денежные средства на выплату денежного вознаграждения выделяются Минобороны России согласно сведениям об участии военнослужащих в контртеррористических операциях, представляемых в Минфин России Региональным оперативным штабом через МВД России. Указанные выплаты производятся воинскими частями, в которых военнослужащие проходили военную службу.

Однако многие военнослужащие, необоснованно полагая, что денежное вознаграждение за фактическое участие в контртеррористических операциях (боевых действиях) подлежит выплате уже за сам факт нахождения на территории Чеченской Республики, обращаются в высшие органы государственной власти, различные общественные организации и судебные органы с многочисленными жалобами о невыплате указанного денежного вознаграждения за все время нахождения в этой республике, независимо от привлечения и фактического участия в контртеррористических операциях.

Отдельными судебными органами удовлетворяются также иски военнослужащих о выплате денежного вознаграждения только за нахождение на территории Чеченской Республики. При этом не учитывается, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу на территории Чеченской Республики, в 3-5 раз выше денежного довольствия аналогичной категории военнослужащих, проходящих военную службу на территории центральной части России. Командирами воинских частей такие необоснованные судебные решения обжалуются в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (копии решений Московского и Рязанского гарнизонных военных судов по вопросу выплаты денежного вознаграждения за все время военной службы на территории Чеченской Республики прилагаются).

Одновременно направляются копии ответов по обращениям граждан, направленных вами в наш адрес". Из приложенных к ответу в редакцию заместителя министра обороны Л.К. Куделиной копий документов явствует, что судебные споры по поводу недополученных военнослужащими денег разрешаются в установленном законом порядке. Насколько справедливо - это уже другой вопрос. Но поступающие в редакцию письма с жалобами на невыплату военнослужащим "чеченских" денег наводят на мысль, что существует в этом странном российском феномене некая тайна, которая никак не укладывается во вполне благополучную схему взаимоотношений государства со служивым людом.

Перед нами письмо Василия Петровича Игошева из села Бедряж Чернушенского района Пермской области. Он пишет:

"Я проходил военную службу в Объединенной группировке на территории ЧР 230 дней, со 2 марта по 22 ноября 2000 года. Участвовал в боевых действиях, был ранен. Раны дают о себе знать. Надо подлечиться, а денег катастрофически не хватает, ибо сейчас все очень дорого... При демобилизации (правильно это называется увольнение в запас. - Ред.) мне выдали 25000 рублей, а остальную сумму пообещали выслать по прибытии на постоянное место жительства. И вот уже пятый год как про меня будто забыли..."

А вот письмо родителей Ильгиза Кантемирова из деревни Денискино Федоровского района Башкортостана:

"Дороги мои, отзывчивые и добрые! Вы понимаете чужую боль и страдание! Наш сын находился в Чечне на этой проклятой войне. Он честно отдал долг Родине, потерял в 20 лет здоровье, а деньги, которые он заслужил потом и кровью (58300 рублей), никак не может получить. Мы неоднократно писали в часть и военную прокуратуру органов и войск ФПС РФ в Чеченской Республике. И ни ответа ни привета... Какое же наплевательское отношение к тем ребятам, кто побывал в этом аду! Неужели наше государство не в силах заплатить несчастные 58300 рублей?"

Крик растерянности и в обращении к нам Загиры Абуталиповой из села Гусево, что под Магнитогорском:

"Я - многодетная мать. В 2002 году мой сын прослужил 4 месяца в Чечне, воевал, ходил на боевые операции. Ему обещали заплатить положенные деньги, но их все нет. В мае два года будет, как мы все ждем обещанное. Кто виноват в этом безобразии?"

О вопиющей несправедливости рассказывает и Руслан Шайхразиев из села Ташла Тюльганского района Оренбургской области:

"Я был в командировке на чеченской войне, и мне не заплатили ни рубля. Деньги мне очень нужны, так как в данный момент не могу никуда устроиться на работу. Вернувшись из армии в ноябре 2003 года, я пошел в райвоенкомат. Он сделал запрос, но ничего о моих деньгах не слышно. Почему государство так подло обманывает своих граждан, да еще защищавших его?"

Зоя Николаевна Раймер из села Савиново Алтайского края тоже пишет нам о циничном обмане, жертвой которого стал ее сын Александр:

"Он служил в Чечне полтора года. За первые полгода нам деньги пришли, а за остальной год нет. Помогите нам их получить..." "Пишет вам мать четверых детей Галимова Файруза Мубараковна, - читаем в письме из деревни Тузлукуш Чекмагулиевского района Башкортостана. - Вся надежда на вас. Мой старший сын служил в Чечне с 30 ноября 2000 г. по 27 октября 2001 года, участвовал в боевых действиях. Это было для нас очень тяжелое время. 4 месяца от него не было никаких вестей. Я вся извелась, попала в больницу с сердечным приступом. Слава богу, он вернулся живым. Но совсем другим. Нервы не в порядке, со здоровьем большие проблемы. Прошло уже два года, но денег, причитавшихся ему, до сих пор нет. Где они потерялись? Скоро идти в армию второму сыну, но на душе у нас очень тревожно..."

Странно как-то получается. С одной стороны, как свидетельствует ответ Л.К. Куделиной, государство, установив порядок выплаты денежного вознаграждения за участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, держит на контроле расчеты с военнослужащими и выделяет на эти цели необходимые средства. В госбюджете они просчитаны и прописаны, выходит, до копеечки. С другой стороны, самоотверженные парни, честно исполнившие свой долг перед Отечеством, рисковавшие жизнью, а многие и потерявшие здоровье, оказываются обманутыми - положенные им деньги, все равно до них не доходят. Мы считаем необходимым направить эту публикацию в Генеральную прокуратуру и Главную военную прокуратуру в качестве редакционного запроса.