Акционерное общество Назаровское

Исаев и такие, как он, свою землю не продают, они ее благоустраивают

Поселок Степной уютный, ухоженный, с клубом, бассейном, спортзалом, библиотекой - вроде бы и не коснулись его разрушительные бури 90-х годов. Молодежь отсюда не бежит, своих ветеранов здесь чтут и всячески им помогают. А все дело в том, что акционерное общество «Назаровское» - это и сам Степной, и с ним еще семь крепких деревень - не просто сохранило производство, а работало настолько успешно, что вошло в десятку лучших сельхозпредприятий России.

И вдруг - гром среди ясного неба! Пронесся слух, что «Назаровское» собираются перекупить. И не кто-нибудь, а «алюминиевый король» Анатолий Быков, выкинутый из «металлического» бизнеса через суды и тюрьмы. Выяснилось и то, что Быков, оказывается, уже член «Назаровского»: одна душонка, чаще пьяная, чем трезвая, подарила ему единственную акцию. Но все понимали, что принят был такой подарок неспроста: этому парню только мизинец издалека покажи - руку по самое плечо оттяпает.

За пару дней до отчетного собрания Анатолий Быков по местному телевидению битый час рассказывал о своих планах: как создаст агрохолдинг, где будет все - и плодородные поля, и тучные стада, и мельничные комбинаты, и птицефабрика, и, естественно, молочный комбинат (его акции уже были куплены недавним «алюминщиком». А у руля этого гиганта встанут опытные и энергичные спортсмены - Быков, как известно, сам из их числа.

За несколько минут до начала собрания к крыльцу клуба подкатили два темных автомобиля - круче не бывает. Первыми заученно выскочили телохранители. «Тьфу, как будто кто его тут убивать собрался, кому бы он сдался?» - удивились люди.

Собрание заслушало годовые отчеты. Они свидетельствовали: акционерное общество успешно развивалось, предполагались солидные выплаты на акции и немаленькая тринадцатая зарплата. Это тем, кто работал без нарушений трудовой и технологической дисциплины, а таких подавляющее большинство.

Взял слово и новый акционер, призвал назаровцев войти в его агрохолдинг, расписав все преимущества подобного шага. Оставалось только дружненько проголосовать.

Однако не успела закончиться призывная речь - повтор телевизионной, как посыпались вопросы. Что же может дать бывший алюминиевый магнат хозяйству? Денег? Так в «Назаровском» своих достаточно. Специалистов? Но акционерное общество полностью укомплектовано квалифицированными работниками с высшим и средним сельскохозяйственным образованием. Тренеры-спортсмены тоже имеются - полный штат в собственном спорткомплексе. «Крыша» не нужна, потому что «Назаровское» от налогов не прячется.

При упоминании о «крыше» Быков вскипел:

- Да я вас на корню скуплю, за одну акцию даю 30 тысяч рублей!

Тут директор акционерного общества Валерий Андреевич Исаев изменился в лице. За работающих акционеров он не боялся, но ведь большая часть акций - в руках пенсионеров. 30 тысяч рублей! Когда цена одной акции в соседних хозяйствах 100, в лучшем случае - 200 рублей. Люди ждали ответа директора. Исаев убеждать и уговаривать никого не стал, просто сказал:

- Кто хочет продать свои акции по указанной цене, приходите завтра утром в контору: правление закрытого акционерного общества воспользуется своим преимущественным правом выкупа наших ценных бумаг.

Как и предполагал Валерий Андреевич, пенсионеры с утра потянулись в контору. Только в течение одной недели администрации ЗАО пришлось обналичить в банке 33 миллиона рублей! И это в посевную, когда каждый рубль на учете! Возможно, другое хозяйство не выдержало бы такой серьезной финансовой встряски, но в «Назаровском» пережили. Правда, пришлось на время заморозить некоторые проекты, притормозить развитие экономики. Но зато «Назаровский» не оказался в чужих руках.…

Почти три года прошло с того памятного собрания. О холдинге Анатолия Быкова пока ничего не слышно - ни хорошего, ни плохого. Да это и понятно: сельское хозяйство не металлургия, шальных денег здесь в принципе не бывает. Ну а ЗАО «Назаровское» опять вошло в десятку лучших сельхозпредприятий страны. И вот что еще нужно непременно отметить: та победа назаровцев над «спортивными ребятами» имела большое значение для всего красноярского крестьянства. Потому что новоявленные аграрии не унимались: следом за «Назаровским» хотели прикупить три крепких акционерных общества соседнего Ужурского района. Но все закончилось «на уровне переговоров».

Однако «Назаровское» заслуживает более пространного рассказа не только в связи с этим случаем. Судьба его поучительна.

Материальная база хозяйства создавалась сорок лет. И все эти годы во главе хозяйства стоял выпускник Тимирязевской академии Аркадий Вепрев, решивший доказать, что и в Сибири можно получать высокие урожаи. Ему досталось самое отсталое хозяйство в Назаровском районе, где урожайность зерна 8 центнеров с гектара считалась большой удачей.

Аркадий Филимонович поднимал хозяйство, нарушая все «ценные» партийные указания. Уже лет через пятнадцать о совхозе «Назаровском» снимали документальные фильмы, за опытом сюда ездили со всего Советского Союза. К тому времени здесь получали стабильные 30-35 центнеров зерна с гектара, надои молока приближались к четырем с половиной тысячам литров на корову, себестоимость мяса была самой дешевой в стране. Когда Аркадия Вепрева избрали депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, он определил на свое место хваткого, думающего, немногословного Валерия Андреевича Исаева.

Преемника Вепрев готовил себе давно. Даже дом для Исаева поставил рядом со своим, и такой же маленький, деревянный. А между прочим, уже в то время для механизаторов и животноводов здесь строились двухэтажные кирпичные коттеджи...

Вепрев исполнял в столице свой депутатский долг, но о своем «Назаровском» не забывал, как сказали бы сейчас, лоббировал ему: что-то выбивал, проталкивал для «Назаровского» и всего Красноярского края. А времена пошли сложные, год от году не легче. Многие крепкие хозяйства, не хуже «Назаровского», вконец растерялись, сейчас от них не осталось даже названия.

А в «Назаровском» словно иная погода на дворе стояла: построили один мелькомбинат, затем другой - с оборудованием известной швейцарской фирмы. Сегодня это самая крупная в Красноярском крае мельница. Потом построили комбикормовый завод - такого второго на все огромное Красноярье нет! А когда Исаев решил купить мясокомбинат, над ним смеялись: сам ездит на старенькой «Волге», живет в том же деревянном доме вепревской постройки, а замахнулся на большой комбинат, да к тому же развалившийся. Но Исаева такими подначками не проймешь.

Да и то сказать, «Волга» исправно бегает, деревянный дом уютный и тихий, в нем дышится легко. Ну а что касается мясокомбината, его приобрели, можно сказать, из жалости: с молотка шел за копейки. Растащат ведь, оборудование на металлолом сдадут! Сначала специалисты в хозяйстве голову ломали: что с ним делать? Зато теперь, когда одного крупного рогатого скота в «Назаровском» более 30 тысяч голов и завершается строительство современного свинокомплекса, приобретение пришлось кстати.

Это только кажется, что в наше время, когда кругом полно разорившихся хозяйств с заброшенными полями, таким «тяжеловесам», как «Назаровское», живется вольготно. Что называется, бери не хочу. Ан нет… К примеру, чтобы развивать животноводство, нужна земля для производства кормов. Ну и присоединяй к себе вконец ослабевшие соседние хозяйства, где люди уже и забыли, что такое зарплата! Но вот крестьяне из деревни Кольцово два года боролись со своим директором и районной властью за то, чтобы влиться в Назаровскоее.

Руководителю-«феодалу» (ведь народился же этот тип в современной деревне!) не хочется отпускать своих «крепостных»: хоть и разворованы уже имущественные паи, но земля-то еще осталась. Кольцово к «Назаровскому» все-таки присоединилось, и теперь со своей пашни здесь собирают аж по 45 центнеров с гектара! Следом за Кольцовым пошла к Исаеву Павловка. Но ее никто и не удерживал - тамошний директор давно бросил печать на стол…

Кто впереди - тот на виду. Значит, под пристальным вниманием. В прошлом году на весь край поднялся шум: Исаев-старший «подгребает» для своего сына Игоря государственную птицефабрику. Державу грабят! Исаев, мол, использует свое влияние, положение краевого депутата.

А на деле Исаев фабрику спасал. «Зарю» - так она называется - в последние годы стали усиленно облагать налогами. Кто говорил, руководство у нее бездарное. Другие утверждали: готовят предприятие к искусственному банкротству. На фабрике просчитали, к кому ведут следы. Оказалось, в уголовный мир.

Чтобы спасти фабрику от краха, надо было срочно погасить долги и накормить птицу. А у Исаева как раз в это время были недозагружены мощности комбикормового завода и он искал серьезного покупателя. Птицефабрика в кормах остро нуждалась. Но купить завод ей было не по карману. Что с нищего возьмешь? Тогда Исаев придумал другую схему: он инвестирует в «Зарю» 100 миллионов рублей, комбикорм при этом дает в долг. Но где гарантии возврата инвестиций «Назаровскому»? Так возникло в этом деле имя сына Исаева как гаранта будущих честных расчетов птицефабрики со своим инвестором.

Скажем и о самом Игоре Исаеве. Он блестяще закончил сельхозинститут, экономический факультет. Женился на подружке детства. В молодой семье два красных диплома, две кандидатские диссертации. Только у Игоря диссертация по новым экономическим отношениям в селе. А у Натальи - по нейрохирургии. Сейчас жена пишет докторскую, а мужу пока не до научных трудов, чуть свет мчится на птицефабрику - дел у молодого директора невпроворот. Кое-чего он уже добился.

А начал с того, что прогнал недобросовестных посредников, которые за бесценок скупали яйцо, разоряя предприятие. Люди на фабрике стали вовремя получать зарплату. Чтобы не переплачивать деньги за покупное зерно, в прошлом году «Заря» засеяла четыре с половиной тысячи гектаров вместо прежних двух. Площадь под зерновые планируют еще увеличить. На очереди модернизация цехов. Для полеводства куплены новые комбайны. И при этом график погашения долгов неукоснительно выполняется. В «Заре» сейчас яйца одни из самых дешевых в Красноярском крае. Нет у фабрики долгов по налогам и зарплате, нет «черных» и «серых» касс. И телохранителей у руководства, как ни странно, нет! А прежнего директора они сопровождали повсюду.Кстати, Исаева-старшего на птицефабрике видят часто.

Однако работников предприятия это не наводит на «темные» мысли. Наверное, потому, что понимают: советы отца сыну на пользу. Так что не всякая семейственность во вред делу.

Но вернемся к началу этой почти детективной сельской истории, когда года три назад «спортивные ребята», положив глаз на «Назаровское», решили его прибрать к рукам. Оказалось, что с Исаевым и такими, как он, этот фокус не проходит. Да и вообще, кажется, подобных наглых посягательств на чужую собственность становится в нашей жизни все-таки меньше. Может, устали все мы от историй с плохим концом? Соскучились по хорошему.