Национальная политика. Есть ли она в России?

Свой? Чужой?

Не так давно село Потьма попало, как здесь говорят, в осадное положение. Каждый шаг деревенского люда теперь круглосуточно контролирует милиция. Что же произошло?

История такая. Еще в девяностые годы в Потьме поселились выходцы из Азербайджана. Людям «со стороны» выделили землю, они занялись животноводством. Казалось, жить бы в мире да радоваться. Но вскоре местные стали косо посматривать на приезжих. Поводы находились: то якобы кавказцы приторговывают спиртом, то за живностью плохо смотрят и она гуляет по чужим огородам…

У новоселов были свои счеты к соседям. Однажды с азербайджанской фермы пропал баран. Подозрения пали на местных. И хотя похитителя не нашли, отношения между коренными и приезжими стали еще напряженнее.

Как-то в конце осени сын владельца фермы Аслан Алимов отправился с приятелем охранять скот. И ружье прихватили. Было уже около одиннадцати ночи, когда недалеко от фермы Алимов повстречал уазик с тремя парнями. Те якобы «разведывали охотничьи угодья»… Какой диалог состоялся между «охотниками» и «охранниками» — сейчас выясняют следователи. Но закончился тот злополучный вечер погоней и стрельбой. Аслан Алимов смертельно ранил из ружья двадцатилетнего Александра Статенина.

Расследовать происшествие приехала милиция. «Стрелок» был арестован.

Однако не прошло и недели, как вдруг в три часа ночи загорелся дом, в котором жила тетя Алимова с двумя детьми. Женщину спас сосед Фаиль Байрамов.

Эта помощь обошлась Фаилю дорого. Вечером следующего дня попытались поджечь и его дом. А когда хозяин попробовал задержать поджигателя, в ход был пущен нож. Так в Потьме начало разгораться пламя самосуда. И тогда местные милиционеры взяли деревню под круглосуточный контроль. «С целью недопущения вспышки межнациональной розни», — пояснил начальник Карсунского РОВД Юрий Балей.

Пламени конфликта разгореться не дали, но сам он не исчерпан. Думать так заставляют хотя бы слова одного из участников этой драмы, Фаиля Байрамова, который заявил:

— Если милиция не разыщет поджигателей и тех, кто пырнул меня ножом, мы сами их отыщем и накажем.

Увы, не в одной только Потьме созрел конфликт между местными и пришлыми. Вот еще один пример самосуда на национальной почве, свидетелем которого я невольно оказался.

В крохотной деревеньке Дубовка фермой даже не владел, а лишь управлял «человек с Кавказа». Он купил несколько старых заброшенных избушек и стал селить в них горемык, прибывавших на здешние пространства из своих родимых мест. Эти люди буквально за еду и кое-какие корма для личного скота работали пастухами, скотниками, сторожами. А местные жители тем временем копили неприязнь к приезжим…

И вспыхнуло! «Люди со стороны» отмечали день рождения. Мимо шли деревенские «пацаны». Слово за слово — и началось! Драки продолжались всю ночь, прибывшие на помощь «пацанам» парни из окрестных деревень вылавливали по оврагам и били чужаков.

Результат: мигранты съехали, ферму закрыли....

Продолжение статьи — в журнале «Сельская новь» № 3, март 2011 г.