Об основах охраны здоровья

Ищите не изъяны, а возможности

Об основах охраны здоровья Вступивший с этого года в силу закон «Об основах охраны здоровья населения» многие эксперты называли скандальным. Почему? И что на самом деле принес новый закон в систему российского здравоохранения?

Прежде всего, он дает возможность полноценно лечиться, причем бесплатно. Но... с поправкой: государственные и муниципальные учреждения могут теперь оказывать и платные медицинские услуги. Второе новшество - вслед за принятым год назад законом об ОМС (обязательном медицинском страховании) закон об охране здоровья предоставил нам небывалое доселе в России право свободного выбора врача и медицинской организации! И квалифицированное лечение по единым стандартам на всей территории России. И все эти условия (кроме бесплатности) распространяются как на государственные, так и на частные медучреждения.

Бесплатными стали все услуги скорой помощи. Не нужно теперь платить и за лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых (раньше платили). И еще приятное новшество: родителям детей до 4-летнего возраста разрешается бесплатно жить в больнице, где стационарно лечится их малыш. При этом и кормить их там должны безвозмездно. Бесплатным стало и размещение пациентов по медицинским или эпидемиологическим показаниям в маломестных палатах.

В законе прописаны также гарантии лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями за счет средств из региональных бюджетов, а также пожертвований, в том числе перечисленных на счета бюджета региона. Из федерального же бюджета деньги пойдут на лечение тех, чья болезнь относится к группе орфанных, то есть очень редких и дорогостоящих. Как, например, гемофилия.

Медучреждения (и это тоже впервые в России) обязаны страховать гражданскую ответственность перед пациентами. Не обошел закон и народных целителей: они обязаны иметь диплом, выданный органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения. Использование средств народной медицины разрешается и в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. А вот проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием СМИ, запрещено. Закон запретил и клонирование человека, и эвтаназию, ввел «неделю тишины» для женщин, решившихся на аборт (это время дается им на спокойное обдумывание своего решения), узаконил суррогатное материнство, разрешил священникам посещать больных в стационаре и проводить там необходимые требы и богослужения.

Об основах охраны здоровья Много внимания в новом законе уделяется и самим врачам - повышению их квалификации, материальному обеспечению, условиям труда, техническому оснащению лечебных учреждений. Словом, с какой стороны ни взгляни - закон хорош. И все же...

Если глубже вникнуть в его статьи, то возникает много неясностей. Чтобы в них разобраться, мы обратились к практикующим врачам с вопросом, что они думают о законе в целом и об отдельных его статьях. Вот мнение специалистов.

Евгений КостюшовЮ заслуженный врач России, отличник здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор (Ленинградская область):
- Конечно, в российском здравоохранении много проблем. Главными я считаю острую нехватку медицинских кадров, слабую материально-техническую базу медицинских учреждений и хронический дефицит финансирования. Эта триада проблем - звенья одной цепи. Например, хронический дефицит финансирования здравоохранения привел к кадровому дефициту и разрушению материально-технической базы. Как следствие - выросла нагрузка на оставшихся врачей, они не могут выполнять свои обязанности в полном объеме. Слабая материально-техническая база не позволяет врачам проявить свои способности в диагностике и лечении. Из-за этого падает интерес к профессии. А ведь Ее величество медицина - это творческая профессия! Но чтобы она оставалась творческой, нужно создать оптимальные условия для главного «виновника торжества» - врача! Новый закон об охране здоровья населения как раз позволяет такие условия создать. Этот закон, в отличие от многих других, разрабатывали не чиновники и не депутаты, а практикующие врачи. И прежде всего - Национальная медицинская палата во главе с Леонидом Михайловичем Рошалем. Напомню: в первоначальный законопроект было внесено 100 серьезных поправок!

Илья Кудрявцев, врач-терапевт, кандидат медицинских наук (Красноярский край):
- Любое здравоохранение, гарантируя что-то гражданам, должно сказать, откуда деньги. В новом законе, как и в законе об ОМС, этого нет. Там написано, что обязательства государства определяет федеральный центр. Он же централизует все финансовые потоки. А отвечать за все, организовывать и работать с населением за свои собственные деньги и на дотации из центра будут регионы. Однако стоимость программы государственных гарантий, подсчитанная по стандартам, приведет к тому, что будет необходимо, как минимум, в несколько раз увеличить объем финансирования здравоохранения. К сожалению, закон цифр не приводит...

Лев Крайнев, врач-фтизиатр (Омская область):
- Все ожидали, что новый закон прояснит, кому и что положено, сколько это стоит, кто за это все будет платить. Потому что обещать все всем задаром и еще на уровне мировых стандартов - это красивая сказка. Нельзя рассчитывать, что медицина будет абсолютно бесплатной. И если в муниципальном или государственном лечебном учреждении (не в частном) узаконили платные услуги, то там автоматически возрастет количество платных услуг: каждое лечебное учреждение захочет заработать. Но на ком? В нашей стране большинство людей - бедные. Они не в состоянии оплачивать лечение. Значит, будут заниматься самолечением, болеть, умирать или превращаться в инвалидов. Правда, закон вводит стандартизацию оказания бесплатной медицинской помощи, причем на всей территории России. Но что такое стандарт? Это усредненный макроэкономический показатель среднестатистической частоты использования тех или иных манипуляций. Вообще, стандарты - вещь хорошая. Но только в том случае, если каждому врачу предоставлены стандартные ресурсы, если ему обеспечена возможность работать по стандартным технологиям и если у него стандартный пациент. Что, скорее всего, произойдет у нас? Скажем, какая-то манипуляция по стандартам проводится до 3 раз. То есть ее получат три пациента. А если вы приходите четвертым? Это что означает? Что вам ее не сделают? А если сделают, то страховая компания медикам за нее не заплатит? Потому что в законе очень туманно сформулировано то, что гарантируется на уровне стандартов бесплатно, а что сверх стандарта - платно. Видимо, все это прояснится только на практике через какое-то время.

Сергей Смирнов, врач-уролог (Алтайский край):
- Право на бесплатную медицинскую помощь сформулировано еще в 41-й статье Конституции РФ, а право на выбор врача и лечебного учреждения предоставлено год назад законом об ОМС. Теоретически. Как обстоит на деле, знаете сами. А как будет по новому закону, в нем не объясняется, впрочем как и в законе об ОМС. Не объясняется и многое другое. В первую очередь то, что больше всего волнует население. Например, что входит в понятие «бесплатных стандартов». Может быть, только анализ крови из пальца и назначение аспирина? А за остальное - УЗИ, компьютерную томографию, маммографию и прочее - плати? И на операцию в крупном медицинском центре сейчас сначала надо добиться квоты, потом подождать ее получения. Сколько больных умирает, не дождавшись, пока эта квота придет! А хочешь, чтобы операцию сделали вовремя, плати и будь здоров!

Кирилл Илонов, врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук (Ставропольский край):
- Меня беспокоит, что новый закон ограничивает права родителей на контроль за здоровьем ребенка: теперь информация о здоровье детей старше 15 лет объявляется врачебной тайной. Так что любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) становится возможным с письменного согласия самого ребенка, но без ведома его родителей. А ведь есть и ВИЧ-инфицированные подростки, и больные наркоманией, алкоголизмом... Как таких детей лечить втайне от родителей? И опять не решается проблема доступности медицинской помощи для уязвимых групп: бездомных, людей без регистрации по месту жительства, заключенных.

Игорь Дмитриевский, врач-онколог, кандидат медицинских наук (Пермский край):
- Считаю спорным то, что новый закон легализовал посмертное детское донорство, то есть разрешил пересадку органов умершего ребенка больному. Это, разумеется, необходимо для спасения жизни малыша. Но меня беспокоит, что такое нововведение может привести к злоупотреблениям в сфере трансплантологии.
Тревожит и легализация суррогатного материнства: теперь гораздо больше женщин смогут превратить его в доходный бизнес. А вот статью, разрешающую тестировать школьников на наркотики, приветствую. Распространение наркомании сегодня превратилось в национальную беду, и нужно делать все возможное, чтобы эту беду остановить.

Леонид Рошаль, детский врач, доктор медицинских наук, профессор, президент Национальной медицинской палаты (Москва):
- Да, закон не идеален. Но его основной вектор выбран правильно. И закон этот гораздо лучше того, который мог бы быть, если бы мы - врачи, Национальная медицинская палата - не остановили его принятие во втором чтении и не внесли свои поправки. И сейчас, как мне кажется, нам важнее не изъяны в нем искать, а научиться пользоваться его возможностями.

Публикацию подготовила Нина Мартынова, редактор раздела