О бесплатных лекарствах

Ваше здоровье

Бесплатные лекарства для всех!

О бесплатных лекарствахНеужели такое возможно? «Да! Не только возможно, но и крайне необходимо. Причем именно сегодня!» - убеждена директор Института экономики здравоохранения (Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики) Лариса ПОПОВИЧ.

- Лариса Дмитриевна, я так понимаю, что в мире немало стран, где лекарства, прописанные врачом, пациентам в поликлинике предоставляются бесплатно?
- Да. И среди них те, что еще недавно входили в нашу общую страну - Советский Союз. Казахстан, например. И даже бедная Молдавия. Бесплатные лекарства предоставляют и в Румынии, и в Болгарии, и во всех европейских странах.
Делается это в рамках системы лекарственного страхования. Такой системы нет только в некоторых азиатских и африканских странах. В России, по сути говоря, ее тоже нет.

- Уверена, большинство из нас даже не знает, что это за система лекарственного страхования. В чем ее суть?
- В поликлинике при возникновении заболеваний лекарства пациентам предоставляются за счет государственного финансирования - бесплатно или с большой долей возмещения их стоимости. При этом в систему включены либо все пациенты, либо значительные социальные группы граждан. Но размер финансирования возмещения в рамках страхования будет зависеть от каких-то определенных факторов: может быть, от тяжести заболевания, может, от стоимости лекарства, от возраста пациента, от его социального статуса и т.д. Каждый пациент должен быть уверен, что выписанный доктором рецепт даст гарантию получения в аптеке либо бесплатного лекарства, либо со скидкой, по разумной цене. Это очень важно. Как только человек будет знать, что лекарства ему доступны, он станет ходить к врачам, причем на ранних стадиях заболевания.
Люди начнут заботиться о себе и быстрее выздоравливать. В результате в стране будет меньше тяжелых, запущенных больных и затраты на их лечение снизятся. Так что в конечном счете эта система не только гуманна, но и экономически выгодна государству.

О бесплатных лекарствах- Но почему вопрос о создании системы лекарственного страхования так остро встал именно сейчас?
- Потому что ситуация с лекарственным обеспечением у нас близка к катастрофической. По разным социологическим исследованиям, две трети пациентов поликлиник отказываются от прописываемых лекарств из-за их дороговизны. Аптечные ценники вводят людей, особенно пожилых и малообеспеченных, в состояние шока. Результат: у нас плохо обстоят дела не только с диагностикой, но и с лечением заболеваний на ранней стадии, и это все при том, что слабо развита профилактика болезней. Значит, растет число людей с тяжелыми недугами и уровень смертности. А если бы работала система лекарственного страхования, то человек, имеющий страховку на лекарства, выписанные врачом, мог бы приобрести их бесплатно или заплатить только часть суммы, остальное было бы погашено за счет страховки. И это повысило бы доступность лечения, в целом улучшило бы здоровье нации.

- А когда и где вообще родилась эта идея лекарственного страхования?
- Она возникла еще в конце ХIХ века в Германии. Потом ее переняла Россия, позже и другие страны. Тогда впервые стала применяться система солидарной ответственности или солидарной помощи тем, кто нуждался в медицинском обслуживании. В нашей стране система лекарственного страхования проходила сложный эволюционный путь. В конце 20-х годов многие пациенты уже получали бесплатные лекарства и в больницах, и по рецептам из поликлиник за счет государственных источников финансирования. Но со временем система видоизменилась, ее «урезали»: бесплатные лекарства стали выделять больным только в стационарах, а при амбулаторном лечении (в поликлиниках и амбулаториях) все лекарственные препараты, за исключением тех, что предусмотрены для льготных категорий, оплачивали сами пациенты... Но идею не забыли. О необходимости ввести в России лекарственное страхование премьер-министр Владимир Путин заявил еще в 2008 году на совещании по вопросам производства отечественных лекарств (оно проходило в Курске). Однако на дворе уже 2012 год, а воз, как говорится, и ныне там: дело с лекарственным страхованием (или возмещением) с места у нас не стронулось.

- Хотя опыт - вот он, рядом...
- В Европе эта система возмещения покрывает 100% затрат на жизненно важные лекарства. Там добились главного: создали систему, которая стимулирует вполне определенное поведение пациента. Поскольку бесплатны те лекарства, которые признаны наиболее эффективными (либо те, которые медицинское сообщество считает наиболее подходящими для пациента). Используя их, пациенты оказываются заинтересованными в более быстром и качественном лечении. И потому, чуть заболев, они сразу обращаются к доктору. В отличие от наших соотечественников, которые пойдут к врачу, когда уж совсем припечет! В деталях же эта система может в разных странах отличаться, как и сами национальные системы здравоохранения.

- А какая из моделей лекарственного страхования, существующих в мире, представляется наиболее оптимальной для нашей страны?
- Пожалуй, нам проще всего ввести компенсационные выплаты населению. Пациент покупает лекарство, а потом в страховой компании получает за него компенсацию в соответствии с определенной ценой возмещения. Это практика многих стран. Некоторые категории пациентов получают лекарства без предварительной оплаты, предъявляя нечто вроде лекарственного ваучера. Страховая компания, в которой застрахованы эти пациенты, сама расплачивается с аптеками. Но возможен и иной вариант: лекарственное страхование будет вложено как «кусочек тарифа» в обязательное медицинское страхование, и тогда расходы аптек компенсирует поликлиника, выписавшая лекарство.

- Но на подобную реформу нужны огромные деньги...
- Да, на здравоохранение у нас в расчете на душу населения выделяется средств меньше, чем, скажем, в более бедных странах, таких как Литва, Ботсвана или Коста-Рика. При этом мы не умеем эффективно управлять даже теми средствами, которые есть. У нас ставка делается на стационарное лечение, где больной, если он попал не по скорой и не нуждается в экстренной помощи, несколько дней проводит в больнице на так называемом обследовании. Этот процесс идет долго и неэффективно. Вместо того чтобы провести необходимые манипуляции за день-два, обследование растягивают на недели. А ведь это деньги! К тому же, по данным экспертизы, треть пациентов госпитализируется только из-за того, что поликлиники работают неэффективно. Известно, что до 40% случаев госпитализации пожилых людей проводится по социальным показаниям. Проще говоря: у них нет денег на лекарства, получить их бесплатно они могут только в больнице. Вот они туда и ложатся. Но стационар обходится бюджету весьма дорого. Если бы эти пациенты получали бесплатные лекарства по рецепту из поликлиники, наше здравоохранение сэкономило бы миллионы... Так что деньги на эти цели есть, но используют их неразумно.

О бесплатных лекарствах- Но сегодня почти каждый десятый россиянин - льготник и получает лекарства со значительной скидкой или бесплатно. Что же, при системе лекарственного страхования эти льготы будут отменены?
- Нет, конечно. Мы исходим из того, что по-прежнему бесплатно смогут получать лекарства инвалиды и участники ВОВ, инвалиды с детства, пациенты в рамках семи высокозатратных нозологий, то есть все те, кто сегодня включены в льготные программы. За время реализации программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами неоднократно претерпевала изменения. Самая значительная модернизация произошла в 2008 году, когда в отдельную группу была выделена программа «Семь нозологий», куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии. В эту программу входят централизованные закупки препаратов селсеппт, пульмозим, мабтера (для лечения злокачественных заболеваний крови). Кроме того, бесплатными остаются лекарства для онкобольных, для страдающих сахарным диабетом, то есть для всех, кто сейчас имеет льготы. Но чтобы помочь и тем, кто находится на начальной стадии заболевания, и тем, кто болен серьезно и нуждается в лечении дорогостоящими лекарствами, нужен объединенный и централизованный страховой фонд.

- Вот важный момент: кто и как будет рассчитывать размер компенсации?
- Объем возмещения может зависеть от тяжести заболевания, от определенных его периодов, от типа лекарств - одни дороже, другие дешевле. Могут предоставляться возрастные льготы и т.д. Вероятны различные варианты таких комбинаций. Доля соучастия пациента в оплате препарата во всех странах всегда зависит от многих экономических параметров, определяющих, сколько средств государство может в целом выделить для возмещения гражданам их затрат на лекарства. После этого рассчитывается, кто и в каком объеме вписывается в этот баланс. Специалистам несложно оперативно рассчитать конкретные объемы возмещения. Нужен лишь заказ Министерства здравоохранения и социального развития, а дальнейшее уже дело техники...

- В таком случае, кто (или что?) тормозит внедрение этой системы?
- Министерство здравоохранения и социального развития. Один из его аргументов против реформы: у нас нет отечественного производителя лекарств. Мы используем в основном импортные - очень дорогие препараты. Оплачивая их за счет государства, мы будем отдавать бюджетные деньги иностранным производителям... Однако ни одна страна мира не производит все необходимые ей лекарства. Мир глобален. Где-то делают одни препараты, где-то другие. Стремиться производить все лекарства в России - бессмысленно. А говорить, что пока мы этого не сделаем, бесплатных лекарств не будет, чудовищно! На самом деле государство может, но не хочет платить. А народ в массе своей - не может, но вынужден. Второй аргумент: якобы не хватит бюджетных денег на оплату лекарств. Давайте, мол, подождем, пока появятся деньги. Но денег не хватает всегда. А затраты на лечение тяжелых больных с каждым годом растут, потому что, повторяю, мы не лечим людей на ранних этапах заболевания! И не используем максимально эффективные лекарства, быстро подавляющие болезнь... То есть вопрос не в том, где искать деньги, а в выборе приоритета. Кстати, по расчетам специалистов, российскому бюджету «лекарственная реформа» обойдется в 169 млрд рублей в год. Это не так много, если, например, сравнить эту сумму со сметой Олимпиады в Сочи или чемпионата мира по футболу. Но репутация «великой спортивной державы» нашему правительству, видимо, дороже, чем здоровье россиян. И третий аргумент министерства: якобы система лекарственного страхования слишком сложна, для ее реализации нужно предварительно провести много других преобразований. На самом деле министерство уже проводит столько сложнейших реформ... «Лекарственная» ничуть не страшнее. Проблема лишь в том, что нет политической воли.

- Невесело. И что же нам, обычным гражданам, в этой ситуации делать? Сидеть и ждать, что государство когда-нибудь вспомнит о своих обязанностях и снизойдет до заботы о своем населении?
- В том-то и беда, что наши соотечественники привыкли молча ждать. Привыкли, что лекарства надо покупать за собственные деньги. А почему? Ведь лекарства - это часть лечения, а оно, по Конституции, считается у нас бесплатным! Значит, мы имеем полное право и на бесплатные лекарства. Вот почему нужно требовать от властей всех уровней - от местных до федеральных, чтобы лекарственное страхование ввели у нас в стране как можно быстрее. Об этом нужно писать в газетах и журналах, говорить по радио и телевидению, выступать со своими требованиями в Интернете. Поверьте, когда народ решительно потребует реализации своих прав, государство вынуждено будет прислушаться.