Главная - Все статьи журнала - Красота и мода - Молоко, полумолоко и совсем не молоко
25/12/2012

Молоко, полумолоко и совсем не молоко

Нина Мартынова

Молоко, полумолоко и совсем не молоко

Молоко, полумолоко и совсем не молокоСегодня, пожалуй, уже все привыкли к тому, что в составе многих молочных продуктов есть пальмовое или другое растительное масло.
«Может, оно даже полезно?» - думает потребитель и покупает... зачастую совсем не молочный продукт. На эту тему редактор раздела «Ваше здоровье» Нина МАРТЫНОВА беседует с председателем правления наблюдательного совета Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андреем ДАНИЛЕНКО.
- Андрей Львович, скажите, с какой целью в состав многих молочных продуктов производители включают растительные жиры? Да еще такие, которые вообще не входят в число пищевых продуктов, например пальмовое масло.
- Стоимость пальмового масла в несколько раз ниже натуральных молочных жиров. И не то чтобы его нельзя добавлять в молочные продукты - можно. Законы достаточно либеральны: пиши ТУ (технические условия), регистрируй, проверяй на безопасность и выпускай. Только на этикетке укажи, что в состав продукта входит растительный жир. Но тогда имидж у продукта получается не тот. Поэтому многие производители добавляют тропические масла «втихую», не сообщая о них на упаковке.
- То есть законодательство позволяет им скрывать информацию?
- Ничего подобного! Они нарушают Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», но кто ж об этом узнает? Более половины сливочного масла, реализуемого российской торговлей, таковым не является. Это не шутка, а реальные результаты мониторинга, проведенного недавно Национальным союзом производителей молока «Союзмолоко». «Под раздачу» в ходе мониторинга попали не только масло, но и сгущенное молоко, творог и сметана. Больше 60% банок, на этикетке которых было четко написано «Сгущенное молоко» (не «Сгущенка», а именно «Сгущенное молоко»!), содержали растительные масла (пальмовое и т.п.), которых там не должно быть ни при каких раскладах. Точно так же их не должно быть и в сметане (в отличие от «сметанного продукта»), и твороге. Однако более чем в 30% образцах проанализированной «Союзмолоком» продукции эти жиры содержались. Еще интереснее ситуация с плавлеными сырами - более 70% их образцов оказались «с душком», то есть с растительными маслами.
- Что же вы предприняли, получив столь удручающие результаты проверки?
- Все эти материалы передали в Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор и... самим нарушителям, то есть компаниям, выпустившим фальсификат. По результатам наших обращений ФАС возбудила 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства в 7 регионах страны, включая Москву и Санкт-Петербург. Однако главное наказание для нарушителей подготовила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ): она готова отказать им в месте на торговой полке. Словом, санкции серьезные.
- Значит, появилась надежда, что использование в молочных продуктах питания тропических жиров окажется под запретом?
- Нет, так вопрос не стоит. Но если вы, то есть производитель, добавляете их в продукт, сообщайте об этом на упаковке.
- А чем объясняют производители фальсификацию выпускаемой ими продукции?
- Аргументов масса: это и борьба с дефицитом молочного сырья, и забота о малоимущих слоях населения - основных потребителях дешевой «молочной» продукции, и многое другое.
- Но давайте все-таки объясним читателям, чем отличаются натуральные молочные продукты от тех, что содержат добавку - растительные жиры.
- Молоко - уникальный продукт. В молочном белке есть аминокислоты, которые позволяют расщеплять жир и другие компоненты. А растительные жиры, включенные в состав молочного продукта, этими свойствами не обладают: они не так полезны и расщепляются в организме хуже. Хорошо, если в качестве растительного жира используется оливковое или подсолнечное масло: они усваиваются легко. Но так называемые «тропические» дешевые жиры вроде масла пальмы и кокоса организму перерабатывать тяжело. Мы, конечно, не ощутим негативный эффект сразу. Но при длительном потреблении могут возникнуть проблемы со здоровьем.
Молоко, полумолоко и совсем не молоко- Установлена ли относительно безвредная норма их содержания в молочном продукте?
- Доля растительных жиров в молочном продукте - вопрос принципиальный. В корне неверно говорить, что нет никакой разницы между продуктами с их содержанием в 50% или 80%. Эта разница велика. В последние годы качество многих молочных продуктов ухудшилось именно за счет увеличения в них доли растительного жира сверх 50%. Производители стремятся удешевить продукт, идя навстречу торговым сетям и потребителям: все ведь хотят, чтобы цены были пониже. Однако этим мы обманываем сами себя: натуральный молочный продукт, может, и стоит в три раза дороже, чем продукт с растительным жиром, но он полезнее раз в десять.
Потребитель должен знать, что он покупает. Если люди сознательно выбирают продукты с растительным жиром, сухим молоком, крахмалом - это их право. Конечно, если этикетка их не обманывает. Поэтому продукт в первую очередь должен правильно называться.
Продукт, где доля растительного жира высока, вообще нельзя называть молочным. В свое время мы уже пришли к компромиссному решению, чтобы продукты с 50-процентной долей растительного жира называли «сметанный продукт», «сырный продукт» и пр. Но все, что содержит растительного жира свыше 50%, нельзя называть даже так. Называйте это фруктовыми, растительными, кокосовыми десертами, но не используйте слово «молочный»! Оно вводит потребителя в заблуждение.
- А как выглядит эта ситуация за рубежом?
- В западных странах «полумолоко» запатентовано. И производитель не имеет права использовать слово «молоко» в названии, если это не 100-процентный продукт. Не случайно и у нас создавались ГОСТы, вырабатывались четкие требования к качеству продукции. Сегодня для защиты потребителя нам нужно не ослаблять нормы регламента, а ужесточать их, чтобы людям потом не пришлось расплачиваться своим здоровьем.
- Повлияет ли на качество отечественной молочной продукции вступление России в ВТО?
- Конечно. По сути, «внешняя угроза» (имею в виду конкуренцию иностранных производителей) стала катализатором внутренних процессов по усилению саморегуляции и консолидации всей отрасли. Сейчас устанавливается единая цепочка - от производства молока, его переработки и до прилавка магазина. Конечно, дело это не быстрое. Производителям и продавцам нужно искоренить психологию обмана партнеров и потребителя. Тогда не только наши товарные полки станут более честными, но и покупатель - более довольным.
Кстати, вступление России в ВТО неизбежно потребует корректировки защитных мер и мер поддержки сельского хозяйства. Для нас очень важно быть в равных условиях - как по цене, так и по качеству продукции - с другими участниками ВТО. Для этого необходимы серьезные инвестиции в современные технологии и новые проекты и модернизация аграрного сектора России. Нужна и государственная компенсация таких затрат для обеспечения конкурентоспособной цены готовой продукции.

Молоко - самый массовый по потреблению и социально значимый продукт питания. В общем объеме продаж розничных сетей молоко и молочные продукты составляют в среднем 10-15%. Ежегодный оборот средств в молочной отрасли России - около 640 млрд рублей, а ежегодные вложения - 13-15 млрд рублей. В отрасли занято 530 тыс. человек.


Комментарии

    Комментариев к статье нет!

Другие статьи раздела

Нижнее белье: российского производства или зарубежного?

Летний инфаркт

Лекарственные свойства ольхи. Кишечнику в помощь

Бесплатные лекарства, льготные лекарства

Преимущества домашней одежды из трикотажа

Версия для печати
Рейтинг@Mail.ru
© 2004-2016.
Все права защищены. Воспроизведение материалов без письменного разрешения ЗАПРЕЩЕНО.
Создание и поддержка сайта - Редакция сайтов.