В. Караваева
Наша читательница из Волгограда Н. Воробьева написала в редакцию, что врач-невропатолог назначил ей лекарство-транквилизатор — нозепам, но сама пациентка полагает, что транквилизаторами лечат людей с больной психикой, а вот ее нужно лечить антидепрессантами, поскольку свою психику она считает здоровой. «Кто же прав? — спрашивает автор письма. — Врач или я?» Ответить на это письмо мы попросили врача-невропатолога, кандидата медицинских наук Т. Коваленко.
Прочитав письмо Н. Воробьевой, я поначалу возмутилась: ну конечно же, у нас пациенты знают лучше врачей, как надо лечиться! Потом, поразмыслив, поняла, что виноваты в этом мы сами, врачи. Дело в том, что многие нелепые вопросы и сомнения у наших пациентов рождаются из-за отсутствия элементарного представления о своих заболеваниях и о том, как и чем их лечат. И ошибка лечащего врача в этом случае состоит в том, что он, видимо, не объяснил пациентке, по какой причине ей назначен именно транквилизатор.
Разумеется, заочно я не могу судить, верным ли был выбор врача. Но скажу, что транквилизаторы — это синтетические вещества, ослабляющие чувство страха, тревоги, внутреннего напряжения, активизирующие при этом положительные реакции. Так вот, если автору письма, судя по ее же словам, «постоянно хочется плакать», то ей, вероятно, как раз и нужен транквилизатор. Ведь это лекарство применяется для лечения невротических и пограничных состояний, нарушений сна, болезней сердечно-сосудистой системы. При этом транквилизаторы не обладают снотворным действием, не снижают внимания и работоспособности.
Конечно, эти средства, как любые лекарства, обладают определенными побочными эффектами и противопоказаниями — о них вам тоже должен сказать лечащий врач. А нозепам, кстати, оказывает менее резкое воздействие на организм, чем другие транквилизаторы. Он не так токсичен и меньше расслабляет мышцы. Обладает слабыми противосудорожными свойствами. Применяется при неврозах, неврозоподобных и психопатоподобных состояниях, а также при психопатии.
А вот антидепрессанты — это вещества, устраняющие симптомы депрессии. Диапазон их действия несколько уже, чем у транквилизаторов. Возьмите, к примеру, амитриптилин. Он обладает седативными (успокаивающими) свойствами. Но многие пациенты от него отказываются, поскольку это лекарство действует на них отупляюще: пациент ходит с тяжелой головой, испытывает сонливость, головокружения. Другой антидепрессант — гептрал — не только устраняет депрессии, но еще и применяется как гепатопротектор (для лечения печени), а также снимает абстинентный синдром, то есть похмелье.
Теперь подумайте, прав ли был невропатолог, назначивший Н. Воробьевой транквилизатор нозепам. Мне думается, он не ошибся. Впрочем, я бы посоветовал пациентке еще раз сходить к нему на прием и попросить ответить на те вопросы, с которыми она обратилась в «СН». Настоятельно советую всем пациентам: не бойтесь своих врачей. Да, у них очень мало времени — на прием одного пациента отводится, как правило, 10-15 мин. Вы должны четко уяснить, что у вас за болезнь, как врач планирует ее лечить, как вам себя вести, чем питаться и т.д. Это поможет и вам в быстрейшем выздоровлении, и вашему доктору в лечении вашей болезни.