Наш разговор с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном был о том, что волнует многих больше всего. Как в нынешнем неспокойном, полном соблазнов мире вырастить ребенка достойным человеком? Как и на каких принципах строить «малую церковь» — свою семью? И есть ли непреложные правила воспитания или время, в котором мы живем, создает их без оглядки на прошлое? Несомненно, ответы мудрого человека на эти вопросы дадут вам пищу для размышлений. «ЛЕНЯ, ХОЧЕШЬ ПОКУРИТЬ?» — Владыка, сейчас вы учите прихожан духовной жизни. А когда-то, будучи ребенком, сами слушали наставления взрослых. Какое больше запомнилось? — Я никогда не курил и отец тоже. А его отец делал это с большим удовольствием. Думаете, почему я не курю (собеседник заговорщически улыбается)? Когда мне было лет пять, мой дедушка только что вернулся из ссылки. С цингой, без единого зуба, с воспалением желчного пузыря. И вот, помню, он лежит на кровати, курит. Янтарный мундштук, сигареты «Волна», коротенькие такие. Я подошел к нему и с интересом смотрю. Он говорит: «Леня, хочешь покурить?» Я отвечаю: «Очень хочу!» Он: «На покури». Я затянулся изо всей силы. Слезы брызнули, закашлялся. Дед спрашивает: «Плохо?» Отвечаю: «Плохо!» Дед: «Ну вот и не кури никогда!» Я рассказал об этом отцу. Он говорит: «Он и со мной так сделал». Выходит, дед сам не смог расстаться с вредной привычкой, а нас с отцом не допустил до нее. Чтобы прокормить семью, отец много работал. Но и отдох нуть мог интересно. Он очень любил читать, выписывал массу газет и журналов.
Телевизор не жаловал, считал, что от него пользы мало. Отец не раз нам говорил: «Государство дает вам образование. Посмотрите на Запад: люди ищут работу, стараются чемуто научиться, платят за учебу. У нас все бесплатно. Учитесь, пожалуйста!» Я, например, в детстве этого не понимал. Для чего она нужна мне, эта учеба? Обязанность что-то повторять, что-то учить... Теперь, конечно, хорошо понимаю, почему отец говорил нам: «Учитесь, пока есть время и возможности». Сейчас куда ни приходишь, везде спрашивают: какое образование? что вы умеете? Одно дело — учить человека, а другое — взять уже обученного. И я благодарен родителям, что они вывели нас в люди.
«ДРУЖИТЕ С УМНЫМИ»
— Чаще всего дети сближаются с бабушками или дедушками. Те не так строги, могут понять, пожалеть, наконец, побаловать. У вас так было?..
— Я помню, как мама, бабушка и тетя на все праздники шли в храм — и утром, и вечером. Они не просто ходили в храм, а и дома читали правило. К бабушке придешь — она стоит на коленочках, молитвы какие-то повторяет. Молитва это самое трудное занятие. Не зря же говорят: тяжело Богу молиться и долги отдавать.
Помню, как нас непринужденно укрепляли в вере. Бабушка берет книгу «Житие святых». Потом я узнал, что «Житие Алексея — человека Божьего» — это было самое читаемое издание на Руси. И вот она мне дает книгу и говорит: «Ну-ка почитай». А сама сидит и комментирует. Не просто слушает. Я же многого не понимаю. Ну как же так: человек отказался от семьи?! И уже под видом странника пришел в свой дом и жил в сарае.
И мы бабушку за то, что она с нами так занималась, любили больше, чем маму. У бабушки было четыре зятя, и они ее не просто любили — боготворили. Обычно считается, что теща — самый вредный человек. Однажды спросил у отца: «Пап, все зятья ругаются с тещами, а почему же ты никогда с бабушкой не ругаешься?» Он говорит: «Но у нас же не теща, у нас — патриарх!»
Бабушка, царство ей небесное, всегда умела себя правильно поставить в любой ситуации, найти нужное слово. Это был удивительнейший человек!
У нас до сих пор остались теплые отношения между детьми и родителями, мы всегда помнили заповедь: чти отца своего. К сожалению, иногда человек склонен забывать родителей. Но они же подарили нам жизнь! И молодые когда-нибудь станут стариками и также будут нуждаться в утешении и внимании со стороны своих детей. И как жаль стариков, которых обижают молодые!
Я старею, а слова бабушки, ее уроки помню отчетливо. Часто с молодежью встречаюсь и ее слова повторяю: «Ребятки, самое главное — не дружите с дураками! Дружите с умными! Потому что с кем поведешься — от того и наберешься!»
— Как вас воспитывали?
— Между собой, как в каждой семье, родители, конечно, ссорились, но когда дело касалось нашего воспитания, они сразу объединялись. Если мать чувствовала, что мы выходили из-под ее влияния, говорила: пожалуюсь отцу. На нас эта угроза сильно действовала.
А бабушка рассказывала, что ее муж — очень добрый человек, пальцем никого не тронул. Но никогда не играл с детьми. И если вдруг хотел какую-то нежность проявить, гладил по голове. И все! Я много читаю о воспитании. Если ты с ребенком играешь, он тебя воспринимает как ровесника. Убежден, отец не должен играть с ребенком! Нужна дистанция!
Отец меня многому научил. Мы с ним ни одного выходного впустую не провели. Помню, всегда что-то делали: чинили забор, мастерили клетки, красили крышу или собирали урожай. И чтобы мы не болтались без дела по улицам, отец, уходя на работу, нам всегда давал задание.
— Должны ли родители наказывать детей?
— Думаю, без этого не обойтись. Но делать это нужно без злобы и жестокости. Помните, что перед вами не смертельный враг и надо его и свои силы соизмерять. Если нас родители наказывали, это было чрезвычайным происшествием. Они просто хотели нас уберечь от чего-то. Ребенок увлекается, не понимает, что может стать инвалидом после какой-то игры. И поэтому там, где существует такая опасность, наказание должно быть жестче. А от бабушки мы грубого слова никогда не слышали. Мне хотелось, чтобы она меня любила. И я старался делать так, чтобы быть достойным этой любви…
«ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО ОБУЧАЕМОЕ» — Владыка, на встречах с интеллигенцией, педагогами вы часто напоминаете о нравственности… — Считаю, что это основа нашей жизни. Чтобы вырастить хорошее растение, нужно многое сделать: взрыхлить землю, удобрить ее, вовремя поливать, выдергивать сорняки... А чертополох не нуждается в уходе, он даже в засуху всегда мясистый, зеленый, колючий и еще цветет хорошо. Так и в человеческом обществе. Все мы уважаем честных, трудолюбивых людей. А откуда же они сами по себе возьмутся? Человек — обучаемое существо. Чтобы вырастить доброго человека, полезного и для самой семьи, и для государства, и для церкви, нужно с ним заниматься, сеять в нем доброе и искоренять зло.
Не все знают, что слово «счастье» переводится со славянского языка как «часть». Человек не может быть счастливым один, он счастлив, когда благополучны вокруг все люди. Ну как мы можем быть с вами счастливы, если вокруг множество несчастных стариков, за которыми некому ухаживать, если масса беспризорных детей, если жуткая преступность. Какое же это счастье? Это больное, неблагополучное общество. И если даже человек своим трудом приобрел богатство и сидит на нем, оно не приносит ему радости. Если человек не имеет нравственных понятий, он не может отличить добро от зла.
«ОСТАВИТЬ ДОБРЫЙ СЛЕД»
— Больно смотреть на детейсирот, которые появились в годы перестройки. Закрываются детские сады, в них открываются приюты. В чем причина? Не только, наверное, в нехватке денег у родителей?
— Страшно, когда вымирает население. Во многих странах демографический взрыв, а у нас такое... Но я думаю, что это прежде всего от неправильного воспитания.
Почему-то эгоизм мы не считаем болезнью, не считаем пороком. Ну пожить для себя, нарядиться для себя… «С детьми провозились, а сами жизни не видели», — рассуждают многие.
Да, мы бедно живем. Но разве в Латинской Америке, где я был, лучше? А там во многих семьях по десять детей и больше.
У нас же это тоже не так и давно было. Детей любили и помногу рожали. Наша бабушка — шестнадцатый ребенок в своей семье. Она сама родила девятерых детей, мама — четверых.
Уверен, что любовь к ближнему и порождает демографический взрыв. Мы не учитываем, что на Западе очень сильно религиозное влияние. Счастье там не в том, что у тебя дома, к примеру, современный телевизор или мягкая перина, а в том, чтобы было много детей.
Даже в США в семье самое малое по три ребенка. За десять лет преобразований население нашей страны сократилось на несколько миллионов, а американцев в США стало на десятки миллионов человек больше.
Печально, что смещены ценности. Цель и смысл жизни переведены в материальные понятия. Но не все так плохо. Недавно был в селе Турнаево Болотнинского района — освящал построенную часовню. Оказывается, там полно многодетных семей: по пять-восемь ребятишек в каждой.
Наши сестры милосердия создали организацию по защите жизни нерожденных детей. Они ходят по клиникам, беседуют, и молодые материодиночки решаются рожать. Но им трудно одним воспитывать детей. Мы для них собираем вещи, иногда деньги на питание даем.
Не зря же повторяют вечные истины, что человек должен посадить дерево, построить дом, наконец, родить сына. Смысл жизни в том, чтобы оставить после себя добрый след.