Владимир Булычев, Омская область
Обижают того, кто терпит
Свое право на своевременную выплату заработной платы надо отстаивать смелее. А этому нелишне поучиться, в том числе и на чужом опыте. В Таврическом районе Омской области за невыплату заработной платы и за неисполнение решения суда осужден молодой предприниматель Алексей Шкурко — сын главы поселка городского типа. Правда, дело возбуждалось не по иску рабочих — прокуратура начала проверку после того, как об этом заговорили журналисты.
СУТЬ ОБВИНЕНИЯ
Дверь в кабинет председателя Таврического районного суда Ивана Андреевича Пунды открывается непривычным способом: ее ручку следует поднять. Это приводит в замешательство всех посетителей. Поэтому миловидная секретарша торопится проинструктировать пришедших. Говорят, однажды она по привычке вполне миролюбиво сказала немолодому гражданину: «Ручку вверх». А он, бедолага, поднял руки и остановился как вкопанный. По-моему, ничего смешного в этом нет, потому что перед судейской дверью мало кто не робеет.
Но вот у Алексея Шкурко даже после предъявления ему обвинения особого волнения не заметили. Держался парень спокойно и, кажется, долго не верил, что его «пустячное дело» дойдет до суда. Нет, он не напоминал следователю, кто его папа, в поселке и так все знают, что Алексей — сын главы Таврического городского поселения.
В начале 2000-х годов Шкурко-старший вместе с сыном, выпускником Аграрного университета, учредил два общества с ограниченной ответственностью — «Шазон» и «Вариант». Занимались предприятия животноводством и полеводством. Одним из них изначально руководил Шкурко-младший, а вот в другое, «Вариант», директора нанимались со стороны. Судя по сменяемости руководителей дела в «Варианте» шли плохо. Даже начальству зарплата выдавалась с перебоями, а рабочим и подавно. В итоге Алексей Николаевич, которому в ту пору было 26 лет, возглавил и второе ООО. Но говорят, что на самом деле рулил бизнесом папа. Во всяком случае, он мог приехать в контору или на поле и, не стесняясь в выражениях, отчитать при всех отпрыска за то или иное неразумное решение.
Сам Николай Яковлевич от всего открещивается: мол, вообще был не при делах. Я его спросил: «Почему на ваших предприятиях работникам месяцами не выплачивали зарплату?» Он ответил уклончиво: «Не знаю всей сути... Просто безалаберность какая-то... Я в дела не вникал...»
Хотя сам же признался потом, что был крайне недоволен главным бухгалтером и пригрозил ей увольнением. Вот она, дескать, и начала бузить — написала в прокуратуру о систематических нарушениях трудового законодательства. Да еще дочка одной из доярок позвонила на телевидение с той же жалобой. Это и повлекло прокурорские проверки.
МЭР В НЕДОУМЕНИИ
Задержали зарплату? Да обычное дело, особенно в сельском хозяйстве — столь проблемном секторе экономики. В этом меня и убеждал Николай Яковлевич. — Да вы знаете, какие долги по зарплате у иных таврических предприятий? Многомиллионные! А как поступает большинство фермеров? Дают работникам по весне аванс по десять тысяч рублей и говорят: ждите, пока продукцию продадим. И люди ждут.
Самое печальное в этой истории то, что беззаконие действительно становится привычным. Прав Николай Яковлевич: люди смиренно принимают хоть малую долю и не ропщут. Казалось бы, парадокс, но большинство работников ООО «Шазон» и «Вариант» вовсе не хотели, чтобы их признавали потерпевшими. Согласно закону делается это независимо от воли фигурантов. Так вот, иные сельчане на допрос по повестке являлись, но поначалу давать показания отказывались. Один из них честно признался: «Нам здесь жить. Шкурко дает хоть какую-никакую работу. Обозлим его — и этого лишимся». Например, Анатолий Науменко из деревни Черниговка, не получавший зарплату полгода, ждал и не роптал. Но показания на предварительном следствии все же дал. Вот выдержки из них:
«27 мая 2009 года я устроился механизатором по срочному трудовому договору в ООО «Шазон», директором которого являлся А.Н. Шкурко Размер заработной платы должен был составлять 7000 рублей. Я работал каждый день, а в посевную или уборочную страду — без выходных. В мае я получил первую зарплату, в летние месяцы никаких выплат не было. Где-то в сентябре-октябре получил в счет зарплаты тонну ячменя. До ноября ничего вообще не получал. В ноябре ко мне приехал А.Н. Шкурко и привез 20000 рублей — их я получил по ведомости. Оставшиеся 9000 рублей директор мне выплатил 4 апреля 2010 года. У ООО «Шазон» задолженности по зарплате передо мной сейчас нет».
У молодого директора заговорила совесть, коль он рассчитался с работником сполна? Не совсем так. Мировой судья Татьяна Соколова вынесла десятки судебных приказов о выплате зарплаты работникам «Шазона» и «Варианта», да и следствие по делу Шкурко шло полным ходом, так что директору просто деваться было некуда.
«БАРИН» НАШ ХОРОШИЙ...
Как убеждали следствие потерпевшие (не для протокола), Алексей Шкурко нередко проявлял милосердие. Подходит, например, к нему человек с мольбой: нет денег на солярку, а надо бы свой огород вспахать. Или нечем детей кормить. А то даже просто просит немножко денег на курево. И директор давал...
Но закон безразличен к подобным проявлениям «гуманизма». Его интересовало, была ли (исходя из бухгалтерской документации) возможность сполна и в срок выплачивать всем работникам двух предприятий зарплату. И вот что выяснилось на предварительном следствии: общая сумма задолженности перед 23 работниками достигла 350 тысяч рублей. При этом на цели, не связанные с выплатой зарплаты, по указанию Алексея Шкурко было израсходовано в течение полугода свыше шести миллионов рублей. Из них Шкурко-младший перечислил почти миллион семьсот тысяч по договору займа... своему отцу.
Согласно материалам дела, сам директор получал зарплату регулярно. Правда, поначалу он на следствии это отрицал. Дескать, в ведомости расписывался, но... денег из кассы не брал. На этом же до сих пор настаивает и его отец. Но, извините, поверить в это трудно. На что тогда, спрашивается, Шкурко-младший содержал большой коттедж в «Долине нищих», как иронично зовут местные элитный поселок, застроенный дорогими домами? И заправлять, обслуживать BMW, принадлежащий самому Алексею, и «пежо» его жены на что-то нужно было...
Нет, 28-летний хозяин явно не бедствовал. Чего не скажешь о людях, работавших на него и не получавших даже более чем скромные зарплаты. Хотя что значит «бедствовать»? У большинства потерпевших по этому делу ожидания от жизни весьма занижены и бедствующими себя они не ощущают.
В СТРАННОМ МИРЕ МЫ ЖИВЕМ
У нас многие понятия перевернуты как бы с ног на голову. Что же поможет нам жить по законам, а не по понятиям — правосудие, общественная мораль, этические нормы?.. Оказалось, уважать себя — дело самое трудное. Следователь Оксана Локтева говорит по этому поводу с горечью:
— Меня особенно потрясла позиция одного молодого мужчины, работавшего у Шкурко механизатором. У него трое детей — старшему 12 лет, младший грудной. Этому механизатору, как и другим, по осени перестали платить зарплату. Спрашиваю: «На что вы жили?» Отвечает: «На детские пособия, на деньги, вырученные от продажи того, что вырастили в своем хозяйстве». И представьте, резюмирует: «Никаких последствий от невыплаты зарплаты у меня не наступило». Ему будто и невдомек, что детям не только кусок хлеба нужен, но и мясо, фрукты, витамины. Жене и старшему сыну, может быть, хочется получше одеться, съездить в город, сходить в кино. Беда в том, что люди позволяют нарушать свои права и вдобавок не видят в этом ничего страшного. Привыкли к нищете, к унижениям. Вот работодатели и пользуются этим, бесстыдно эксплуатируя их труд...
...Посоветовавшись с адвокатом, Алексей Шкурко полностью признал свою вину и ходатайствовал о рассмотрении его дела особым порядком — без проведения судебного разбирательства. Мировой суд приговорил его к 1 году 2 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. В Таврическом районном суде приговор обжалован не был.
Шкурко-старшему я задал вопрос: не было ли у него мысли после столь громкого скандала подать в отставку? В цивилизованном мире подобное естественный, а то и единственно верный шаг. Николай Яковлевич мой вопрос не понял и даже, похоже, обиделся: с какой стати он должен подавать в отставку?! Зато с гордостью поведал мне, что ни разу (представьте: ни разу!) не позвонил судье Соколовой с просьбой как-то повлиять на исход дела.
Что слышно сегодня о «Шазоне» и «Варианте»? Долги всем работникам возвращены. Но говорят, что уже начали копиться новые. Может, теперь наученные опытом хозяева предприятия постараются не обострять отношения с законом?
СПРАВКА «СН»
УК РФ. Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем-физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ЭТО ВАЖНО!
Василий ПРОННИКОВ, уполномоченный Омской области по правам человека:
— Из числа жалоб о нарушениях трудовых прав, получаемых нами, каждая третья — о невыплате заработной платы. Люди могут обращаться не только к нам, уполномоченным по правам человека, но и в прокуратуру, в инспекцию труда. В 2007 году в Уголовном кодексе появилась статья 145-1, предусматривающая наказание за невыплату заработной платы — вплоть до лишения свободы. Однако применяется эта статья редко: за два последних года, например, у нас в Омской области были осуждены только семь руководителей предприятий. Хотя недобросовестных работодателей значительно больше.
Что касается гражданских исков о взыскании зарплаты, то их немало. И по многим из них принимаются решения в пользу граждан. Но далеко не все обращаются в суды. Например, те, кто получает «серую» зарплату, не считают возможным защищать свои права. Хотя даже в этом случае показаний работников было бы достаточно для решения вопроса в их пользу — возможно, в рамках уголовного законодательства. Считаю, что правоохранительные органы должны быть куда активнее в борьбе с подобными явлениями. Да и самим работникам следует проявлять большую осмотрительность и смелее отстаивать свои законные права. Напомню: статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд.