Владимир Булычев, Омская область.
"Двойка" директору школы. За что?
Каждая третья сельская школа работает сегодня без лицензии, то есть строго говоря, занимается образовательной деятельностью незаконно .
Пришли другие времена
Такова статистика по Омской области. Но и по всей стране подобная картина. Причем "незаконных" общеобразовательных школ становится все больше, так как срок действия старых лицензий истекает, а новые получить не удается. В советские времена института лицензирования в педагогике не существовало. Необходимость в нем возникла, когда приняли Закон об образовании (1992 год). Он предусматривал, что наряду с государственными могут функционировать и частные школы. Как проконтролировать условия обучения в них, уровень профессиональной подготовки педагога? Это и должны делать компетентные комиссии. По их заключению образовательные учреждения получают пакет документов: лицензию, свидетельство об аттестации, и наконец, аккредитацию. Разумеется, было справедливым уравнять в правах все учебные заведения, поэтому государственным школам предписано проходить те же процедуры. Лицензирование в Омской области проводит Главное управление образования. Закон позволяет делегировать это право и муниципальным властям. Но в Омске решили не распыляться, сосредоточить лицензирование в одних руках. Вероятно, думали, что так будет больше порядка. Есть или нет порядка - это еще вопрос. А вот лицензий у большинства сельских школ точно нет.
Безопасность нам не по карману
Все, кто не получил лицензии, не получили их по одной-единственной причине: службы противопожарной безопасности не дают разрешения на эксплуатацию помещений. Прежде они закрывали глаза на "отдельно взятые недостатки". А потом оказалось, что это чревато трагедиями. По России прошла полоса школьных пожаров: только в Якутске пожар унес жизни более двадцати детей. Да, пожалуй, нет в стране региона, где бы школы (в основном деревянные, сельские) не горели. Вот и Омскую область эта участь не миновала: в Муромцевском районе огонь спалил дотла здание начальной школы - слава Богу, тут обошлось без жертв.
Пожарные сегодня категорически требуют, чтобы каждое здание было оборудовано сигнализацией, а чердаки обработаны специальной пропиткой, - без этого они не ставят свои подписи на разрешительных документах. - Мы понимаем, что требование справедливое, - говорит Олег Эсвальдович Зисс, председатель Азовского районного комитета по образованию. - Но оно невыполнимо! Возьмем стандартную двухэтажную школу. Пожарная сигнализация в ней обойдется в 400 с лишним тысяч рублей, пропитка - в 50 тысяч. Итого - около полумиллиона.
На одни средние школы нам потребуется 6,5 миллиона рублей. Прибавьте сюда неполные, малокомплектные... А ведь весь наш бюджет на этот год - 10,5 миллиона рублей. Это лишь пятая часть суммы, необходимой на районное образование.
Кто крайний?
Конечно, директор школы. Нехватку средств к делу, что называется, не пришьешь, а вот нарушение закона со стороны руководителя учебного заведения налицо и наказуемо. Прокурор Азовского района Игорь Юрьевич Мурашкин уже привлек к административной ответственности несколько директоров школ. На основании статьи 19.20 часть 1 КоАП "Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)". Мне директоров, честно говоря, жаль. О чем я и говорю прокурору. А он отвечает: - Дело не только в том, что эти директора - жертвы обстоятельств. Я бы разделил недостатки на две категории: объективная нехватка средств и халатность самих руководителей. В школах часто захламлены запасные выходы, нет плана эвакуации, огнетушителей, не проводится инструктаж. Даже ответственного за противопожарную безопасность нет. Все это не требует особых затрат. А что до наказаний... Извините, а я сюда зачем посажен? Я обязан следить за соблюдением законности, в том числе и в сфере образования. Кстати, не хотите побывать в какой-нибудь школе? Сами все и увидите.
Директор школы встречает прокурора без удивления и растерянности: привык он к подобного рода проверкам. Неторопливо и устало показывает свое хозяйство. Вот план эвакуации... Огнетушители - срок годности не вышел... Все пожарные выходы (их, кроме основного, четыре) доступны... - А где указатели, ведущие к запасным выходам? - не унимается дотошный прокурор. - И над каждой такой дверью должна быть светящаяся табличка. Вам же об этом говорили еще год назад Нетрудно догадаться, на что ссылается директор.
- Да что вы все о безденежье! - негодует прокурор. - Я даже не говорю о сигнализации. Но скажите, сколько надо заплатить столяру, чтобы перевесить эту дверь? Сто рублей? Неужели их нельзя найти в течение года? Дверь из актового зала действительно открывается внутрь. По правилам противопожарной безопасности, если в помещении может собраться больше 15 человек, дверь должна открываться наружу.
Почему - вполне понятно. - Ну хорошо, переставлю я дверь, но без сигнализации все равно не получу лицензию, - оправдывается директор. - А вот вы мне объясните, почему на сигнализацию в здании райфинуправления средства нашлись, а для школ их нет?! Претензии не по адресу. Бюджетными средствами прокурор не ведает. Хотя, как говорится, вопрос интересный...
Разрешение на нарушение
Директор школы, в которой мы побывали, оценивает ситуацию адекватно и обреченно: "Я знаю, - говорит, - что не имею права учить детей, что не имею права выдавать им аттестаты". А районный прокурор позднее пояснит: - Давайте смоделируем ситуацию. Выпускник этой школы поступает в вуз. Набирает такое же количество баллов, как другой абитуриент, а место осталось одно на двоих. Возникает конфликтная ситуация, и если родители претендента распознают, что конкурент учился в школе, не имеющей лицензии, то они вполне могут потребовать признать его аттестат недействительным и выиграть спор. Ни педагоги, ни дети, ни их родители в юридические тонкости не вникают. Если учителя честно выполняют свою работу, а ученики - свою, то почему они должны страдать от всех этих административных неувязок? Начальник отдела лицензирования Главного управления образования Омской области Надежда Михайловна Смурыгина прокомментировала ситуацию так:- У нас есть письмо из Министерства образования России, согласно которому все государственные школы до конца 2004 года считаются аккредитованными. То есть сомнений в законности аттестатов их выпускников возникать не должно. Ситуация, прямо скажем, двусмысленная.
Есть Закон об образовании, в котором черным по белому записано: "Право на образовательную деятельность... возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)" (ст. 33, п. 6). И в то же время Министерство образования разрешает нарушать свой главный закон. В порядке, как у нас принято говорить, исключения.
Есть закон - и нет возможности ему следовать. Казалось бы, тогда надо либо пересматривать закон, либо изыскивать эти самые возможности. В противном случае мы продолжаем откровенно потворствовать нарушениям и разваливать правовое государство, о котором давно твердим и которое, собственно, не успели еще и построить. Что, хотелось бы знать, изменится к концу 2004 года? Очевидно, что школ без лицензий станет еще больше. А вот дополнительные (и большие!) средства на образование в муниципальных бюджетах найдутся вряд ли. А тем временем прокурор Мурашкин обещает азовским властям приостановить в нелицензированных школах образовательную деятельность. Имеет, кстати, на это полное право.
P.S. Мы решили в этой публикации не называть школу, где побывал автор с прокурором Азовского района. Не хотелось бы посеять панику среди родителей и учеников. Хотя прокурор считает иначе. Может быть, именно это и всколыхнуло бы общественное мнение, заставив наконец тех, от кого зависит решение больной проблемы, незамедлительно действовать.