Не уверен - не обгоняй!
С нового года автомобилисты получили некоторые послабления в системе наказаний за нарушения правил дорожного движения. Но впереди ужесточения, и достаточно весомые.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в части, касающейся наказаний за нарушения ПДД, в этом году в очередной раз обновился. К счастью для одних или к огорчению для других, корректировки оказались пока не столь радикальными, как ожидалось. Что же нового для российских водителей принес 2013 год?
С 1 января вступил в силу принятый 25 декабря прошлого года федеральный закон № 252-ФЗ, согласно которому за выезд на встречную полосу движения (ч. 4 и ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ) водитель может быть либо оштрафован на 5 тыс. руб., либо лишен водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Ранее по этой статье КоАП альтернативы лишению прав не было. Можно предположить, что законодатель был вынужден пойти на смягчение наказания: ежегодно до 800 тыс. российских водителей лишалось прав за различные нарушения ПДД, преимущественно за выезд на «встречку». Если бы дело так пошло и дальше, то рано или поздно в стране возник бы дефицит профессиональных водителей: дорожная разметка на наших дорогах настолько условна, что можно и не заметить, как окажешься на встречной полосе. Однако и новая редакция закона предполагает неминуемое лишение прав в случае, если нарушитель выехал на «встречку» повторно в течение года, после того как уже оплатил штраф (или со времени истечения срока лишения прав) за это нарушение. Как пояснили «Сельской нови» в управлении ГИБДД Владимирской области, при фиксации выезда на встречную полосу с помощью видеокамер, работающих в автоматическом режиме, за это нарушение, как и раньше, полагается только штраф, независимо от того, сколько раз в течение года водитель выезжал на «встречку».
Точно такое же послабление сделано и при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения общественного транспорта. Но водитель не лишится прав, лишь в том случае, если госавтоинспектор (или суд) примет во внимание смягчающие обстоятельства. А захочет он смягчиться или нет - это уже вопрос. Законодатель уточнил ответственность за выезд на встречные трамвайные пути при объезде препятствия. Теперь она приравнена к ответственности за выезд при объезде препятствия на встречную полосу (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ) и будет караться административным штрафом от 1000 до 1500 руб. Не стоит забывать, что и в этом случае можно лишиться прав, если, как и в случае выезда на «встречку», у водителя была возможность объехать препятствие справа.
Еще одно послабление: законодательно закреплена возможность управлять транспортным средством без доверенности (если водитель вписан в полис ОСАГО или страхователь указал в полисе возможность управлять автомобилем неограниченному кругу лиц). Теперь и получить снятые номера в ГИБДД может любой гражданин (не только автовладелец), если он указан в полисе ОСАГО. Однако если раньше водителя могли только оштрафовать, если при наличии полиса ОСАГО истек срок страхования (например, если водитель застраховал гражданскую ответственность на полгода, но продолжает эксплуатировать транспортное средство в течение всего года), то теперь его не только оштрафуют, но и лишат номеров.
А вот давно ожидаемые более жесткие санкции для водителей пока еще в стадии обсуждения. Среди них введение балльной системы (за каждое нарушение начисляется определенное количество баллов, а при превышении лимита изымаются водительские права), лишение прав на 3 года или штраф в десятки тысяч рублей за управление в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отмечают, что сегодня актуально и введение санкции для пешеходов, не соблюдающих ПДД при переходе проезжей части. Предполагается, что в будущем в КоАПе появится наказание для пешеходов за использование сотовых телефонов при пересечении проезжей части.