Публикация подготовлена А. Автамоновой и собственными корреспондентами журнала "Сельская новь" М. Гольдреером, Н. Кулишовой, Ж. Миндубаевым, О. Филипповым, А. Авдеевой, Л. Максименко, В. Шалая, С. Иващенко
Учить бы рад ...
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Сергей Лясин, пос. Куйбышев:
У нас трое детей: дочь - 27 лет, сын - 20 лет, сын - 17 лет. Сам я родом из села, закончил Волгоградский сельхозинститут, агроном, жена Ирина - тоже из села, закончила Волгоградский пединститут, учительница биологии. В поселок Куйбышев оба попали по распределению и прижились. Раньше там был многопрофильный колхоз, занимались овощеводством, животноводством, даже несколько рыборазводных прудов было. Реформы хозяйства обрушили, многие колхозники запили. К тому времени наша старшая дочь уже закончила институт, а сыновей надо было учить.
Мы с женой оба считаем: образование - это капитал, который только последний дурак пустит в распыл. Но встал вопрос: как оплатить обучение? Ведь бесплатное образование фактически осталось в прошлом. Чтобы заработать деньги, мы с женой создали артель и взяли в аренду заброшенные колхозные пруды, где наладили разведение раков. Вот тут-то и пригодились знания Ирины: она когда-то диплом в институте защищала по речной фауне. Дело пошло, разрослось, дает стабильный и серьезный доход, а двое наших сыновей учатся в Волгоградском техуниверситете. В каникулы с полной нагрузкой работают на семейный бизнес.
Мы с женой считаем, что средства, вложенные в образование сельской молодежи, рентабельны. Крестьянин с образованием и кругозором способен поднять сельское производство на современном уровне. Он же даст работу тем сельским жителям, которые не способны быть самостоятельными хозяевами. История нашей семьи это доказывает.
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ,
Надежда Алатайкина, с. Арда:
- Хотела бы дочкам - их у нас три - дать хорошее образование, но наши возможности очень ограниченные. В прошлом году старшая поступала в Йошкар-Олинский колледж культуры. Трудно было, она ведь только в самодеятельности танцевала, а городские-то дети с пяти лет обучаются танцу в специальных школах. Поэтому моя смогла поступить только на платное отделение. За год нужно было девять тысяч заплатить. Где взять? У меня оклад 3 тысячи рублей, муж не работает. Чтобы заплатить за полгода, он ездил в Москву на заработки. Только старшая закончит, средней надо будет поступать: она уже решила куда - в медицинский колледж на массажиста. Вот и получится, что и передышечки не будет, - только денежки ищи.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Степан Мокшин, с. Алгаши:
- В моей семье два сына и дочь. Все они учатся в школе: пятый, восьмой и десятый классы. Хотел бы я дать им высшее образование? Могу ли я это себе позволить? Отвечаю прямо: могу. Потому что я уже несколько лет не работаю в нашем СПК, а плотничаю на стороне. У нас в селе таких много: с апреля по октябрь наши мужики строят дома, бани, коровники и прочее в Мордовии, Марий Эл, Ульяновской области. Ремесло дает приличный заработок, а если не пить без меры, то вполне можно детей в вузы определить. Однако я хотел бы направить в институт только дочку, сыновья пусть побудут при мне. Почему? Считаю, что мужчине, по большому счету, высшее образование и не нужно, разумнее получить среднее специальное: легче с работой. А чем плохо плотничать, скажем? Живу же я, не тужу, на подворье два дома стоят. И мои сыновья так же могут в жизни обустроиться.
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН,
Альфия Алиева, с. Майдан:
- У меня единственная дочка Фаузия, она как раз нынче заканчивает школу. Я все сделаю для того, чтобы она поступила в один из казанских вузов. Не важно в какой, девушке нужно вырваться из развала, а жизнь в селе сейчас только таким словом и можно назвать. Пьющий муж куда-то исчез года два назад, так что он мне не опора. А мне от родителей достался хороший дом. Как быть с финансами, откуда взять? Вот этот дом продам, себе найду угол поскромнее. Сама пойду работать к дорожникам - тут у нас затевается крупный международный спортивный центр. Буду асфальт класть, сама в него улягусь, а дочь выучу.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,
Дмитрий Гаркуша, ст. Бакинская:
- Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его дети получили хорошее образование и добились в жизни большего, чем он сам. И мы с женой - не исключение. Вот только молодежь сегодня умнее родителей: они лучше нас знают, что им надо, а еще лучше - чего им не надо. Вот старшая моя дочь Надя после школы успела поучиться в институте. Заплатили с матерью за первое полугодие, с квартирой вопрос решили. А она через пару месяцев, как в присказке, - "Не хочу учиться, хочу жениться!". Вышла замуж за нашего станичного парня, родила нам внучку, вскоре развелась, так как муж нигде не работал. Снова живет у нас, работает в детском саду нянечкой и учится на курсах кройки и шитья.
Сегодня она вроде бы и не против поступить куда-нибудь, но у нас уже нет возможности платить за учебу в институте. Младшая дочь заканчивает девятый класс и в десятый идти не хочет. Изъявляет желание учиться на воспитателя в детском саду. Значит, будем выяснять, в каком краснодарском ПТУ этому учат, сколько это будет стоить, снова решать вопрос с проживанием в городе... Так что напрягайтесь, родители, и дальше. Во все времена непросто было вывести детей в люди. Сейчас - особенно. Вот только молодежь не всегда это понимает. С годами, может, и поймет, да золотое время для обучения уже не догонишь.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Алевтина Леонтьева, пос. Ачит:
- У меня двое детей. Старшая дочь учится в восьмом классе. Окончить одиннадцать классов и поступить в институт в Екатеринбург? Ей-то очень хочется, но у нас нет на это денег. Наверное, придется идти ей после девятого класса в профессиональное училище, а уж потом заочно учиться и работать, если на это у нее хватит желания и сил. Второй ребенок еще маленький. Может, когда вырастет, что-нибудь изменится: не всегда же в стране богатые будут только богатеть, а бедные - я бюджетник - только беднеть. Да и государство опомнится: нельзя обрубать доступ к образованию детям только потому, что их родители не могут заработать много денег.
Ирина Кардашина, г. Богданович:
У меня три сына. Естественно, хотелось бы, чтобы дети получили высшее образование. Только средств у нас для этого не хватит. Старший сейчас в армии. Средний учится в профессиональном училище, будущая специальность - строитель. А младший пока в школе. У него, как и у старших братьев, думаю, будет такой же путь к образованию. К хорошему образованию ребенка надо сначала подвести добротной школьной подготовкой, а затем деньги иметь, чтобы его оплатить. Ни того, ни другого дети из глубинки, как правило, не имеют.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Валентина Чахлова, с. Новороманово: - Так как в селе работы нет, мы все, родители, хотим, чтобы дети из деревни ушли, получили профессию, которая поможет им выжить в городе. И так - из года в год, поэтому молодежи в деревне и нет. А был у нас раньше в Новороманове колхоз-миллионер, до 20 тысяч свиней в хозяйстве держали. Теперь - ни одной. Куда податься выросшим детям: для них проблема, для родителей - мука. У меня младшая дочка заканчивает школу. А старшая учится в Кемеровском архитектурно-строительном техникуме. Она и сообщила, что новый набор будет теперь платный, год обучения - то ли 5, то ли 8 тысяч рублей. Вряд ли я смогу теперь отправить младшую на учебу, ведь еще надо будет платить за жилье (своего общежития у техникума нет), давать на питание. А на подворье своем хоть сутками паши - больших денег, какие требуются на обучение детей, все равно не заработаешь.
Алла Амзина, совхоз "Юргинский":
- Моя Светланка учится заочно в Томском университете на юридическом. Конечно, хотелось бы на дневном, но не тянем по финансам. А ведь она закончила школу с золотой медалью - это первая медаль в нашей школе за все годы ее истории. Сидела над учебниками днем и ночью. И сейчас так сидит. Очень ей нравится будущая профессия. Вижу усердие дочки и понимаю, что я счастливая мать. Сколько вокруг совсем других примеров, когда родители из сил выбиваются, - только учись! - а дети порхают как мотыльки, и ничего им не надо.
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ,
Любовь Комякова, с. Введенское:
- По профессии я учитель, до выхода на пенсию преподавала в школе историю. Конечно, я всегда хотела, чтобы мои дети получили высшее образование. Сейчас мой сын, он самый младший из троих детей, учится на пятом курсе историко-правоведческого факультета Курганского государственного университета на заочном отделении. Платим 10 тысяч рублей в год. Какие мы имеем для этого возможности? Посчитаем. Муж на пенсии, продолжает работать инженером в ОАО с зарплатой 2,5 тыс. рублей. Плюс наши две небольшие пенсии. Вот и все возможности. Экономим, на чем можем. Держим хозяйство: корова, телятки, гуси, огород. У нас многие так в селе перебиваются, ради того чтобы детей выучить. Все-таки старшее поколение хорошо понимает ценность образования - это одно из добрых наследий жизни при социализме. Вот и стараемся ради будущего детей. Кто им поможет, кроме родителей?!
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ,
Сергей Казека, пос. Новокумский:
- У меня двое детей, сын Сергей и дочь Ирина. Сергей уже студент-первокурсник Ставропольского госуниверситета, Ирина в этом году заканчивает школу. Сергей мечтал поступать на факультет информатики. Когда же мы поехали "на разведку" в университет, выяснилось, что из 80 мест бюджетных не более 20. Остальные - коммерческие, за них надо выложить 120 тысяч рублей. Я хоть и зарабатываю от 5 до 7 тысяч в месяц, что по сельским меркам много, но такую сумму не потяну. А на зарплату жены, воспитательницы детского сада, рассчитывать не приходится.
Поэтому Сергей пошел на прикладную математику. Обидно, что парень вынужден идти к своей мечте окольными путями. Вдвойне обидно, что за деньги берут любого: мечтает-не мечтает, тянет-не тянет... А дочь хочет работать в милиции. Поэтому собирается поступать в Ростовский юридический институт. Коммерческий факультет мы опять же не потянем. Остается одно: выхлопотать направление от нашего районного УВД, после окончания вуза она должна будет вернуться на работу в район. Для большинства толковых сельских ребят система направлений - единственная возможность поступить бесплатно, получить приличное образование.
Илья Леликов, г. Светлоград:
- Я однажды спросил у сына Максима, хочет ли он быть, как я, агрономом или ветеринарным врачом. Он сказал: "Хочу быть связистом". Мне немного обидно, что не собирается идти по моим стопам, но я его понимаю. Насмотрелся парень, как я последний год мыкался в колхозе "Победа", не получая за свой труд ни гроша. А сын мой читает много книг про радио, паяет ночами - словом, фанат-радиолюбитель.
Мне приятно, что у него есть цель в жизни. Но реализует ли он ее? Не уверен. Думаю, что чиновники от образования обязательно придумают кучу препон, чтобы выкачивать из людей деньги. Именно так происходит сейчас в вузах Ставрополья. Вроде бы бюджетные места никто не отменял, но попробуйте, пробейтесь туда. Все мои знакомые, насколько я знаю, не рассчитывают на милость государства и всеми способами собирают средства на учебу.
От редакции
Еще недавно мы считались самой образованной страной мира. Чем гордились по праву, так это доступностью образования, в том числе высшего, для всех слоев населения: были бы только способности и охота. За какие-то 15 лет ситуация резко изменилась. И в первую очередь для сельской молодежи. Причина очевидна - бедность деревенского населения при явной или скрытой платности обучения. Конечно, родители не желают мириться с этой несправедливостью, что ведет к дополнительному социальному напряжению, и это подтверждает наш опрос.