Георгий Бородянский Таврический район, Омская область
Школа выживания - сельский учитель
Если сельский учитель Андрей Эшметов выиграет это дело, спасибо ему скажет вся сельская интеллигенция. К тому же это станет уроком для власти, которая самоуверенно полагает, что имеет право заставить людей жить по невнятно прописанным законам.
Коллегия омского областного суда признала противоправными действия таврической коммунальной службы, которая в разгар отопительного сезона лишила тепла семью сельских учителей. Андрей Владимирович Эшметов, преподаватель иностранного языка в Сосновской средней школе, его супруга, тоже учительница, их 6-летний ребенок в марте нынешнего года были отрезаны от системы отопления с формулировкой "за неуплату". Хотя коммунальщики сами точно не знали, сколько им задолжали Эшметовы. К примеру, в декабре прошлого года педагогам был предъявлен счет на 3056 руб. 59 коп., а в марте нынешнего - на 3003 руб. 63 коп. Долг уменьшился, хотя эти три месяца семья за отопление не платила. Впрочем, какая бы сумма ни стояла в квитанции, сельский учитель оплачивать ее не стал бы, поскольку уверен, что коммунхозу ничего с него не причитается. Уверенности придают ему два федеральных закона. Один был принят сравнительно недавно, при Ельцине, другой - очень давно, при Сталине.
Оба освобождают сельских учителей, равно как и медиков, работников культуры от оплаты жилья и коммунальных услуг. Но в первом - "Об основах федеральной жилищной политики" - финансирование этих льгот возложено на региональные бюджеты. И чтобы закон заработал, областные законодатели должны принять к нему нормативные акты, в которых оговаривались бы условия назначения льгот.
Но документы эти в Омской области и по сей день не приняты. Поэтому, очевидно, остается в юридической силе Постановление Совнаркома и ВЦИК от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам сельской местности и рабочих поселков". Речь в нем идет о тех, кого называют бюджетниками. Этим документом они избавлены от квартплаты, и никакое МУП ЖКХ не смогло бы предъявить им претензии, если бы... Если бы не явилось на свет в конце 80-х годов постановление омской областной исполнительной власти, определяющее социальную норму жилья. Таковой на территории области считается 18 квадратных метров на человека. А ежели на его долю приходится еще сколько-то метров жилплощади, то льготы на излишки не распространяются. Постановление это и служит опорой Таврическому МУП ЖКХ. С него, как с плацдарма, оно ведет наступление на местных тружеников бюджетной сферы.
К примеру, Эшметовы проживают втроем на 74 квадратных метрах. Стало быть, 20 - "лишние", с них коммунальщики требуют плату по полной программе. "Но разве в том постановлении хоть словом помянуты педагоги?" - резонно спрашивает Андрей Владимирович.И в самом деле - трудно сказать, чьи именно льготы оно ограничивает. Расшифровать его должны опять же депутаты законодательного собрания, приняв пакет нормативных документов. Покуда их нет, постановление о социальной норме жилья сельских бюджетников вообще не касается.
По крайней мере так считают правозащитники. Один из них, Валентин Кузнецов, взялся помочь Эшметову. Впрочем, педагог и сам неплохо подкован в юриспруденции. "Подавайте на меня в суд", - предлагал он жилищникам. Но те предпочли законному способу взыскания долга натурально-варварский: перекрыли Эшметовым доступ к теплу: мол, "жесткая мера" послужит уроком другим сосновским учителям, задолжавшим за отопление. Акция устрашения сработала: четыре семьи преподавателей той же школы сразу пришли с повинной на здешний участок МУП ЖКХ и заплатили все, что с них требовали. Хотя законность этих требований спорна. Андрей Владимирович продолжал стоять на своем. Он подал иск на районное жилкомведомство в Таврический суд. Заседание состоялось 2 мая. К тому времени полтора месяца длилось испытание холодом. Ребенок болел. Приехавший на подмогу правозащитник, проведя ночь в доме учителей, поразился их терпению: тертый мужик, истовый сибиряк, коченел под тремя одеялами. Увы, у нас тот, кто борется за свои или чьи-то права, всегда рискует здоровьем.
Исковые требования Эшметова таковы: признать незаконными действия коммунальщиков, восстановить теплоснабжение, взыскать с МПУ ЖКХ за моральный ущерб 8 тысяч рублей. Районный суд отказал в иске. Учитель подал кассационную жалобу в областной. И тот отменил решение таврических судей, признав таким образом, что никто не имеет права отнимать у жильцов коммунальные блага без вердикта суда. Если хочешь наказать неплательщика - потрудись доказать свою правоту в судебном порядке. Областной Фемидой также поставлена под сомнение применимость социальной нормы - 18 квадратных метров - к сельским учителям, медикам, культработникам. Дело направлено в райсуд на пересмотр. Учитель Эшметов уверен в своей правоте.