В немецком Потсдаме уже несколько лет успешно работает русский ресторан Запах свежесваренных щей, блинчиков с мясом и аппетитных пирожков с капустой разливается по парку Потсдама, где раньше находилась резиденция прусских королей. Оказывается, вблизи исторического дворца Сан-Суси, в русской колонии Александровке, есть ресторан русской кухни.
«Мы не ожидали, что наше заведение привлечет к себе такое внимание, — говорит мне хозяйка ресторана Татьяна Хайн. — Персонал у нас небольшой, а поток желающих отведать русских яств просто огромный. Мы рады, что наши блюда пришлись по вкусу не только немцам, но и туристам из многих стран мира. Особенно отрадно принимать у себя истинных гурманов из России и СНГ».
Деревушка Александровка основана в 1826 году. Именно тогда капитан Снетлаге, командовавший гвардейским инженерным подразделением прусской армии, поставил в Потсдаме 12 срубов, соорудил деревянную капеллу и центральную усадьбу. По приказу прусского короля Фридриха Вильгельма III, который назвал русскую колонию Александровкой в честь царя Александра I, Снетлаге очень старался воспроизвести в Потсдаме атмосферу и стиль типичной русской деревни того времени.
В том же 1826 году новоселье в поселке справили русские солдаты, которые после совместной победы России и Пруссии над Наполеоном остались в рядах германской армии.
Следует сказать, что российские поселенцы не только прекрасно владели оружием, но и были прирожденными певцами. Посему они время от времени услаждали слух Фридриха Вильгельма III и его гостей русскими народными песнями.
Прошлым летом в Александровке прошел фестиваль русской культуры. Впервые жители колонии открыли свои дворы для туристов. В садах читали русских классиков, повсюду звучала музыка, любой желающий мог принять участие в дискуссиях о России. Кстати, с 1977 года Александровка находится под защитой государства, а в 1999 году ее архитектурный комплекс был включен ЮНЕСКО в список памятников культурного наследия.
Говорят, до последнего времени в Александровке проживал лишь один потомок российских поселенцев — Йоахим Григорьефф, который унаследовал от прапрадеда русскую фамилию. А также красивый голос. Григорьеффы занимают в Александровке дом № 7 и поэтому очень обрадовались, когда узнали, что в дом № 1 въедет «русская семья» Татьяны Хайн.
— Родилась я в Воронеже, училась в Харькове, а десять лет назад приехала в Германию, к мужу Томасу, рассказала мне хозяйка ресторана. Решение о переезде было непростым: дому почти 200 лет, он требовал значительного ремонта. Тем не менее решили взять сруб в аренду у банка, обустроились на втором этаже, а на первом открыли ресторан. Когда-то в этом доме жил самый главный в Александровке человек — комендант колонии, офицер королевской гвардии.
Русская деревушка практически без изменений пережила две мировые войны, а также объединение Германии. Правда, несмотря на солидный диаметр бревен в срубах, напоминающих произведения северорусских плотников с некоторыми вкраплениями немецких фахверковых мастеров, годы не пощадили эти исторические строения. Так, въехавшей пять лет назад в один из пяти трехэтажных «особняков» семье музыкантов Анне и Андреаса Лутц пришлось затратить на ремонт астрономическую сумму — 600 тысяч евро. Татьяне и Томасу Хайн затрачивать такие большие деньги на ремонт дома, к счастью, не пришлось.
— Скажу честно, мы не пожалели, что переехали в Александровку, улыбается Татьяна. — На новоселье пригласили всех соседей. Я приготовила свои фирменные блюда и прошла, пожалуй, самое серьезное испытание — получила у соседей добро на ресторан. Вы ведь знаете, как важно заручиться поддержкой всей «русской» общины. Мне кажется, в Александровке витает русский дух, царит особая атмосфера. Мы же теперь, в свою очередь, «пропитываем» ее ароматами истинно русской кухни. Где еще в Германии вы отведаете блинов с медовым чаем из настоящего самовара, сидя на скамье в русской избе?