В предыдущем номере мы рассказали о сельском кооперативе Харабалинского района Астраханской области. Подобные кооперативы созданы и в других районах области. Все они объединены в единую двухуровневую систему. Об этом наша сегодняшняя публикация.
Проверка на излом
Если Алексей Галкин стал создателем первой в области сети кооперативов районного уровня, то Александр Ковбас распространил этот опыт на другие районы, замкнув их все на сети кооперативов второго, областного уровня. Система получила название «Народная кооперация».
Начинал Ковбас через два месяца после харабалинцев и тоже с кредитного кооператива. Начинал трудно, без какой- либо государственной поддержки. Но это и спасло его в кризис, когда один за другим стали банкротиться некогда мощные кредитные кооперативы в других областях и регионах России. Банкротиться главным образом потому, что изначально не привыкли ходить самостоятельно, без административных подпорок.
- А у меня в кризис кредитный портфель вырос на 100 миллионов, - то ли удивляется, то ли хвастается Ковбас, - и сейчас он около 700 миллионов рублей.
Работает репутация, которую наживали годами. Первое время приходилось частенько перетряхивать кадры, менять бухгалтеров, исполнительных директоров. Потому что иные полагали: раз кооператив, да еще кредитный, - это халява, деньги. И надо было объяснять, что это прежде всего тяжелая работа на износ, на авторитет, на доверие. Ковбас проверял людей, люди проверяли его.
- Раз приходит человек, приносит миллион рублей. На другой день говорит: «Хочу забрать». Да ты что, завожусь я, в бирюльки играешь, что ли?
Ведь деньги не в сейфе лежат, а работают. Но желание клиента - закон. Нашел миллион, вернул. Через три дня он мне уже пять миллионов приносит. «А я тебя на излом проверял».
Не упал кооператив еще и потому, что работает он не столько с банковскими кредитами, сколько на заемных деньгах, привлекая под хороший процент свободные средства членов кооперативов.
Здесь уместно будет сказать, почему чиновники, в том числе и чиновники Министерства сельского хозяйства России, до сих пор иногда называют кооператоров спекулянтами. За кредиты под вроде бы высокий процент. В каждом районе он разный и определяется общим собранием членов кооператива. Но везде выше банковского. Привлекают деньги у населения - а это те же члены кооперативов, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств - под 14-25 процентов, выдают под 25-32. Но во-первых, это годовой процент, а кредиты берутся, как правило, на 3-6 месяцев.
Во-вторых, фермер получает купленный на эти кредиты товар по цене производителя, без торговой наценки. Вот и получается, что в конечном счете это выгоднее, чем если бы каждый действовал самостоятельно, в одиночку. Да и не дает кредитование больших доходов, а вот производство дает - его рентабельность достигает 100 процентов.
Сейчас, как и в Харабали, отношения «Народной кооперации» с фермерами и руководителями личных подсобных хозяйств перешли в основном в снабженческо-сбытовую плоскость, но кредитные кооперативы остались и продолжают работать.
- Во-первых, до каждой деревни, каждого хутора банки не дойдут. Во-вторых, малые кредиты - от 100 тысяч до 1 миллиона рублей - это именно наш сектор, - считает Александр Ковбас. - На личные нужды, на которые банки отказываются давать. На зарплату. На покупку бензина и солярки - за наличку можно в два раза дешевле купить. На то, чтобы перекредитоваться в банке. Я иду навстречу, когда человек «пролетел» и не может рассчитаться с банком, но он член нашего кооператива. Вот почему банки охотно с нами работают, знают: если в каком районе будет плохо, я отдам деньги, чтобы закрыть его банковские долги.
Кроме того, считаю, что доступ к кредитным ресурсам должен быть не только у тех, кто работает на земле, но у всех, кто живет в сельской местности и хочет развивать свой бизнес, будь то торговля, пошив одежды, ремонт обуви, бытовой техники. В Лиманском районе в прошлом году образовался кооператив по вспашке огородов, заготовке сена, вывозке навоза и мусора. По типу советских МТС - машинно-тракторных станций.
Очень хорошее подспорье для малых ферм и подворий.
Кадры решают все
Потому еще «Народная кооперация» Астраханской области устояла и даже укрепилась за эти десять лет, что держится на личностях. Поначалу кооперативное строительство попытались было подмять под себя главы местных администраций, по крайней мере выдвигали своих претендентов на посты руководителей кооперативов районного звена. Но эти кандидаты далеко не всегда проходили через «сито» общих собраний фермеров. С годами сложился перечень требований к таким выдвиженцам. Они должны быть не только харизматичными лидерами с хо- рошей репутацией, но и успешными фермерами.
Для чего нужны областные кооперативы? Не лишняя ли это бюрократическая надстройка, лишь мешающая функционировать низовому звену?
Прежде всего, именно областной кооператив перераспределяет банковские кредиты и привлеченные средства между районами. К примеру, в Володарском районе кредитный кооператив возглавляет бывший управляющий отделением Сбербанка, ныне пенсионер. Он по профессии и призванию банкир и ежегодно дает в общий кошелек от 2 до 5 миллионов рублей, которые сам район «переварить» не в состоянии. Эти деньги идут по другим адресам, где средств не хватает.
Полная версия в № 9, сентябрь 2011