Подвиг нынче не в почете.
Почему наше время перестало рождать героев?
Ответ страшноватый, но простой -
потому что они больше не нужны. Более того, для многих они как бельмо на глазу. Мы не хотим их замечать, с ними нам как-то неудобно, неловко.
Раньше
героизм был своего рода социальным «лифтом»: человек, способный на жертву ради общества, получал признание и уважение. Причем люди шли на подвиг не помышляя о славе. Просто по-другому не могли. А уважение, слава приходили по факту. Сейчас достаточно подсуетиться в системе «купи-продай», набить карманы, обойти на вираже друзей-конкурентов - и ты уже на коне. И вовсе не обязательно чем-то жертвовать. А как мы вознаграждаем своих настоящих героев? Молчанием.
Юношей и девушек, в этом году окончивших школу в небольшом городке Ростовской области, попросили назвать имена людей, которых они считают героями нашего времени. Немного подумав, ребята сошлись во мнении, что это Юрий Гагарин. Кто-то тут же пропел насмешливо: «
Гагарин, я вас любила - о-ла-ла-ла!» Однако Гагарин полетел в космос в прошлом веке, еще в советские времена. Конечно, мы вправе гордиться им, но все-таки он герой не нашего времени. А вот живущих вместе с нами, равных Гагарину, Маресьеву или Челюскину, дети вспомнить не смогли. То ли перевелись они совсем, то ли мы не знаем их имен. В конце концов, посмеиваясь, назвали Диму Билана, объяснив свой выбор тем, что он прославил отечество, победив на «Евровидении».
Парни решили, что
неплохо бы брать пример еще и с хоккеиста Овечкина - не только классный спортсмен, но и миллионер, что совсем не лишнее.
Девушки тоже оригинальностью не выделялись - вспомнили имена нескольких русских моделей, украшающих собой западные подиумы. Они умеют жить - вот вердикт молодежи. Кстати, «подвиги» этих людей ребята готовы копировать с удовольствием.
Мне совсем не хочется впадать в менторский тон и сетовать по поводу того, что Юрия Гагарина вытесняет
из пантеона героев Дима Билан. Ведь в конце концов именно от нас зависит, что видят наши дети по телевизору, о чем читают и о чем мечтают. Это мы транслируем им такое отношение к жизни. В наших новостях репортажам о героях находится место только где-то между рассказами про курицу, которая снесла синее яйцо, и про парад граждан нетрадиционной сексуальной ориентации.
Мы отвели для истинных героев столь малое место в медиапространстве, что это скорее резервация, куда заглядывают случайно и без особого любопытства. Почему так? Да потому что про курицу нам интереснее. А что смотрим мы сами, то смотрят и наши дети. И нечего, как говорится, на зеркало пенять.
Но в то, что в стране героев нет совсем, я не верю. Они, конечно, есть. Кто-то и сегодня может спасти из горящего дома ребенка, рискуя своей жизнью. Кто-то едет на зимовку в Арктику. А кто-то на международной космической станции выходит в открытый космос, подвергаясь опасному облучению. Мы не знаем их имен и не хотим знать. Потому что стыдно. Ведь сейчас героизм - это, как правило, свидетельство не только чьего-то личного мужества, но и всеобщей безалаберности, разгильдяйства, а то и преступления. На этом фоне и случаются поступки, которые можно назвать героическими. Вспомните жуткое по своей сути происшествие 7 сентября 2010 года, когда в небе над сплошной тайгой в аварийную ситуацию попал самолет, совершавший рейс Мирный - Москва. На высоте 10 тысяч метров у лайнера полностью отказала система электропитания.
На борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Летчикам удалось сесть на полосу заброшенного аэродрома, которую 12 лет в полном порядке содержал Сергей Сотников.
- Я был начальником аэропорта «Ижма», у нас когда-то работали 130 человек, потом всех сократили, меня тоже, - рассказывал Сотников. - Лет десять ничего не вкладывали в аэропорт. Теперь я заведую вертолетной площадкой, выполняю обязанности сторожа, кассира, охранника, уборщика. В общем, делаю все, что надо.
Почему контролировал полосу? Была надежда, что возродится малая авиация на Севере и конкретно у нас в Ижме. Я думал, что вдруг снова появятся самолеты, а полоса - вот она, готова к приему. Местным мужикам объяснил, что захламлять полосу не дам, что помойка находится в другом месте. Сотникову ни рубля не доплачивали за эту работу. Это была его личная инициатива.
Героем он себя не считает.
- Просто брал на себя чуть больше работы. Я счастлив, что на нашей земле, на конкретном ее кусочке, за который отвечаю лично, не пролилась кровь людей. Пока хожу, буду и дальше порядок поддерживать.
Летчиков, которые мастерски сели в тайге, награждал лично президент Медведев. А Сотникову дали грамоту и небольшую денежную премию.
Почему так? Может, потому, что стыдно за всеобщий развал, в том числе и в головах. Ведь если честно, много ли найдется таких, кто захочет подражать Сотникову? Мы без денег со стула не встанем. Поэтому Сотников не пример для подражания, а горький упрек. И помнить об этом не хочется. Некомфортно.