Книжке – крышка?Вслед за образованием и здравоохранением
под прицелом реформаторов оказалась и пенсионная система. Первым шагом к ее разрушению станет отмена со следующего года трудовых книжек.
Инициатором такого шага выступило, (а это часто бывало в последнее время)
Министерство здравоохранения и социального развития. Мотив, как всегда, благой. Дескать, она, книжка, стала рудиментом ушедшей в прошлое социалистической эпохи, нигде на Западе подобного нет, да и в России сейчас все данные о трудовой деятельности каждого из нас есть в электронном виде в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Тогда зачем книжка?
И со следующего года их постепенно будут отправлять на пенсию.
Не знаю, кто как, а я лично вцеплюсь в свою трудовую книжку руками и зубами и не отдам. Не отдам, и все там.
Во-первых, потому, что хорошо знаю, чем заканчивалось дело, когда наши министерства слепо накладывали западные стандарты на российскую действительность. Разрушением. Здравоохранения, образования. Теперь добрались и до пенсионной системы. Поистине, чтобы зло стало злом, ему необходимо сначала пожелать хорошего, а затем устремиться к нему неверными путями.
Данные, видите ли, у них есть.
С какого, позвольте спросить, года? С 1995-го? Или даже с 2002-го? А как, скажите на милость, я докажу свой доперестроечный стаж, а я 25 лет отработал не только в дореформенной России, но и за ее нынешними границами – в Украине 13 лет, например? А сколько таких, кто большую часть своей жизни отдал бывшим союзным республикам, где давно нет, равно как и в моем случае, тех предприятий, на которых они работали, отдавали свои знания,. энергию, здоровье, время, саму свою жизнь. Во многих случаях даже уничтожены архивы, и кроме трудовой книжки нигде этот факт не зафиксирован, а значит, и доказать его невозможно.
Потом, где гарантия,
что и мой послереформенный стаж не исчезнет бесследно, как это тоже у нас случается, и из компьютера? И где его тогда искать? По всему виртуальному пространству? Базы данных в фонде не раз вылетали, и нет никакой гарантии, что не полетят снова. Если деньги пенсионные разворовываются, то почему бы и персональными данными не поторговать?
Хорошо, от меня, допустим, отстанут.
Оставят книжки мне и моим ровесникам, чтоб не орали, значит. Но лишат книжек наших детей, которые начали свою трудовую биографию уже в компьютеризированной стране. Но кто из них может быть уверен в том, что все необходимые отчисления, в том числе и в пенсионный фонд, во-первых, работодателем сделаны, а во-вторых, сделаны правильно? И если у моего сына возникнет спор с Пенсионным Фондом, например, по причине отсутствия некоторых сведений о его трудовой деятельности, то какие документы он должен будет представить в качестве подтверждения? Что значит: подтверждение стажа трудовыми договорами при несовпадении данных с выпиской из лицевого счета в пенсионном фонде? Выходит, все граждане великой страны должны стать коллекционерами своих трудовых договоров? Каждому придется самому собирать в огромные папки сведения о себе, любимом. Хранить кипу трудовых договоров и других бумаг со всеми изменениями к ним, ходить с ними на собеседования. Этот объемистый том и станет аналогом трудовой книжки.
Вас это устраивает? Меня лично нет.
Во-первых, такое коллекционирование обойдется намного дороже, чем покупать марки или значки. Зная наших чиновников, можно со всей уверенностью сказать: это будет означать многочисленные подделки, скандалы, коррупцию среди чиновников пенсионного фонда.
При этом непонятно, где именно будут отражаться основания увольнения работника? Сегодня такие основания указываются в приказе о прекращении трудового
договора с работником формы № Т-8 или № Т-8а и в личной карточке работника формы № Т-2, которые хранятся у работодателя. А также в трудовой книжке, которая тоже хранится в несгораемом сейфе отдела кадров и выдается нам в редких случаях и строго под роспись в Книге учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них. Экземпляр же трудового договора мы дома положили и забыли куда. А то и выкинули вместе с накопившейся макулатурой. Что, не бывает? Еще как бывает. То есть это была ответственность работодателя.
Вернее, его кадровой службы. Теперь нам говорят: а вы контролируйте его сами. Работодателя то есть. Чтобы он не выдавал вам серую зарплату. Чтобы полностью делал отчисления на ваш пенсионный счет. Ух ты, раскатали губоньки. Так он перед нами и будет отчитываться. У него и зарплату-то иной раз приходится выбивать через суды. А тут открываешь левой ногой дверь в кабинет и говоришь: а ты перечислил деньги на мой пенсионный счет? В полном объеме? Или зажал половину, чтоб на налогах сэкономить? И пальчиком так: мол, смотри у меня. И дай мне полный отчет, подкрепленный личной подписью и печатью.
Так он и разбежался, держи карман шире. Много вас таких. На иных предприятиях тысячи. Так что, каждому подпись и печать? Может еще и ключ от квартиры, где деньги лежат? Даже до двери не допустят. В лучшем случае дойдешь до приемной.
Эту функцию могли бы взять на себя профсоюзы, но они в большинстве случаев карманные, и защищают чаще интересы работодателя, а не работника.
Другими словами, государство в очередной раз пытается переложить ответственность со своих плеч на плечи своих граждан. Тебе пенсия нужна? Вот и заботься о ней сам А представим такой случай, какого на Западе быть не может.
Вы попали в компанию-однодневку. В какое-то вовсе не прекрасное время она прекращает свою деятельность. При этом никаких архивов после себя не оставляя. Да, трудовой договор может быть у вас на руках, но для чиновников из пенсионного фонда он всего лишь ничего не значащая бумажка. Ведь компании-то, в которой вы работали, в реестре предприятий нет. Значит, и вас там не могло быть. А бумажку свою можете использовать по другому назначению. Кто проиграет от отмены трудовых книжек, так это наше поколение, те, кто родился до 1967 года и кто ничем не сможет доказать-подтвердить свой трудовой стаж, необходимый для расчета и начисления страховой части пенсии.
Кто выиграет? Работодатели, чиновники, для которых отмена трудовых книжек открывает неограниченные коррупционные возможности. А также всякого рода жулики, которым принести пачку трудовых договоров в Пенсионный Фонд – раз плюнуть, равно как и представить набор трудовых книжек. А вот «выловить» из всего этого настоящие документы сможет далеко не каждый инспектор Пенсионного Фонда. И не исключено, что подделки «пройдут на «ура»», а реальные документы будут отвергнуты и признаны подложными/поддельными.
Но главное, судьбоносные для каждого из нас решения опять принимаются келейно, за нашими спинами. К сожалению, это становится уже нормой в отношениях между властью и народом.