Хибара вместо дома
Чтобы так не получилось, используйте материнский капитал обдуманно С тех пор как был принят закон об этой форме соцподдержки, омским судам добавилось работы. Счет гражданским делам, где фигурирует материнский капитал, давно уже идет на сотни. И за каждым таким судебным разбирательством стоит житейская драма.
Ни кола ни двора
Москаленский районный суд недавно
вынес решение о возврате в Пенсионный фонд уже израсходованных средств материнского капитала. Этого требовала местная жительница - мать двоих детей. Евгения проживает вместе с родителями, зарплата у нее 4 тысячи руб¬лей. Право на капитал наполняло женщину оптимизмом до тех пор, пока не начались поиски жилья. Выяснилось, что за такие деньги можно претендовать только на очень скромный домишко в селе Екатериновка. Состояние электрической проводки в «особняке» давно уже было угрожающим. Продавцы дома этого, собственно, и не скрывали. Не хочешь - не бери. И без тебя, мол, другие желающие с материнским капиталом найдутся.
Вот так в марте Евгения и стала владелицей недвижимости. На бумаге имущество ей было передано сразу, поскольку таково требование органов, оформлявших сделку. Но фактически в доме продолжали жить старые жильцы. Вначале они ждали, когда на их счет поступят заветные 338 тысяч рублей. Дождавшись, стали решать собственный жилищный вопрос, причем с привлечением уже своего материнского капитала. Вдобавок родственники планировали разъехаться друг с другом. Все затянулось. В июне в доме кончился газ, жильцы включили электрическую плитку, проводка не выдержала. После пожара от дома ничего не осталось.
Евгении пришлось судиться, добиваясь
расторжения договора купли-продажи. Правосудие оказалось на ее стороне. Но каким образом решение суда будет выполнено, даже представить трудно. На эти триста с лишним тысяч прежняя хозяйка дома успела купить другое жилье. Более того, она спешно подарила его своей сестре…
Другая безрадостная ситуация, ставшая поводом для судебной тяжбы, приключилась в соседнем районе. Там семья, отчаявшись найти приличный вариант, вложила материнский капитал в дом, оказавшийся развалюхой в буквальном смысле. Единожды перезимовав, домовладельцы убедились, что их жилье просто рассыпается на части. По крестьянской наивности они посчитали, что если деньги на крышу над головой им выделило государство, то оно же должно и проконтролировать качество жилья. И подали иск о признании сделки недействительной. Но суд пришел к выводу, что это не тот случай, когда некачественный товар возвращают продавцу. Теперь сельчане заняты обжалованием решения в вышестоящих инстанциях.
Конечно, у них нашлись бы более приятные занятия, если бы помимо материнских средств они могли вложить в покупку недвижимости личные сбережения или хотя бы взять ипотеку. Но о чем таком может идти речь при сельских зарплатах…
Почем квадратный сантиметр?
Кто-то скажет, что
помимо жилья есть и другие пути вложения материнского капитала. Но многие ли жители сельской глубинки всерьез планируют когда-нибудь отправить своих детей на учебу в городской вуз? Про будущую пенсию для матери я вообще молчу. Это ж сколько воды утечет за эти годы! У нас народ привык жить одним днем. И осуждать такой подход трудно. Все еще помнят ваучеры, дефолт… И поэтому хотят свои денежки сразу и все. В итоге пока одни впопыхах покупают ветхие хибары, другие придумывают способы, как превратить капитал в наличные.
В одной из таких типичных ситуаций разбирался летом Любинский районный суд. Истица - молодая женщина по имени Надежда - основную часть жизни проводит в Омске на заработках. В свое время ее семья пострадала от пожара. Жилье сгорело, муж погиб. Теперь дети живут в доме у своей бабушки, матери Надежды, в рабочем поселке Красный Яр. Общая площадь ее квартиры 40,7 кв. м. На семейном совете решили, что бабушка продаст своим домочадцам 3/4 доли этого жилья за сумму материнского капитала. Но местное управление Пенсионного фонда в направлении средств на приобретение части квартиры отказало. Справедливо заметив, что после оформления сделки все останутся на своих местах, никакого улучшения жилищных условий не произойдет, а ведь, собственно, ради этого власти и придумали материнский капитал.
Как правило, такой ответ получают из пенсионного органа все жители Омской области, желающие прикупить несколько метров недвижимости. После этого они оспаривают отказ в суде. Надежда, например, дело выиграла. Правосудие обязало Пенсионный фонд разрешить истице направить средства материнского капитала на приобретение части родительского дома. Чаще всего таким финалом и заканчиваются в нашей области подобные дела. Вряд ли судьи не отдают себе отчета в том, что речь идет об обналичивании средств. Они просто входят в положение людей.
А положение бывает очень запутанным. Случается, на тех же 40 метрах живет куча родственников. И кто кому кем приходится, с ходу не понять. Тут тебе и второй ребенок от третьего брака, и внучатый племянник, и муж двоюродной сестры… Когда один член такого семейства на средства материнского капитала выкупает часть дома у другого, цена квадратного метра в лачуге взлетает выше стоимости метра в элитной новостройке. Однако препятствовать сделкам правосудие начинает, только если от ситуации за версту несет мошенничеством. Например, когда за материнский капитал пытаются приобрести одну сотую часть дома или квартиры. А ведь такие случаи в судебной практике бывали…
От редакции
По статистике, большинство тех, кому положен материнский капитал, используют его на улучшение жилищных условий. Но что же получается, когда этими деньгами распоряжаются необдуманно, торопливо? А вот что: эти финансовые средства, выделенные государством в благих целях увеличения рождаемости, добра не приносят, напротив, только добавляют головной боли и разочарования своим владельцам, а судам - работы. Так что впору предупредить наших женщин: крепко подумайте, прежде чем пускаться в сомнительные предприятия, взвесьте все и не спешите расстаться с деньгами, пока точно не убедитесь, что они действительно помогут вашим детям сейчас или в будущем.