Василий Васильевич Бледных
Будущее – за агрогородами
Дискуссию о будущем российского села, которую мы ведем уже более полугода, продолжает академик РАСХН, ректор Челябинского государственного агроинженерного университета Василий Васильевич Бледных.
Напоминаем вопросы, которые мы предлагали для обсуждения:
1. Какие, на ваш взгляд, стратегические ошибки были допущены в последние 10-15 лет по отношению к сельскому хозяйству и что сегодня препятствует развитию отрасли?
2. Какие технологии, решения, социальные проекты могли бы обеспечить прорыв в агропромышленном комплексе России?
3. Каким вы видите будущее российского села в ближайшие 10-15 лет?
1. Стратегической ошибкой было уничтожение крупнотоварного производства, произошедшее в 1990-1995 годах вопреки нашему собственному и мировому опыту. Правительство не слышало заявлений и протестов ученых Россельхозакадемии, было глухо к недовольству простых тружеников села. Люди, далекие от сельского хозяйства, интересов Российского государства и крестьянства, растаскивали, дробили, крошили, уничтожали в том числе и хорошо отлаженные предприятия. В итоге вся неплохая материально-техническая база села оказалась неработоспособной и ненужной.
Многое было просто продано за бесценок. Кажется, сегодня никто не выступает против фермерства, но разрушать эффективные предприятия в угоду отвлеченной идее было в высшей степени неразумно.Главное препятствие развитию отрасли сегодня - убыточность производства всех видов продукции, которая вызвана диспаритетом цен и отсутствием серьезной поддержки со стороны государства. Но и рентабельность сельхозпроизводства, показываемая сегодня в статистической отчетности, обусловлена сверхнизкой оплатой труда в сельском хозяйстве, сокращением расходов на ремонт и воспроизводство основных фондов. При такой «рентабельности» процесс разрушения села лишь чуть замедлился, приостановился.
2. Никакие сверхсовременные технологии, сорта и породы не способны сколько-нибудь улучшить положение дел, пока село не будет обеспечено квалифицированными кадрами на всех уровнях: руководителями, специалистами, механизаторами, животноводами. Оно в большинстве случаев лишилось их почти полностью. Да и какой уважающий себя человек будет работать по 10-12 часов в сутки за 3-4 тысячи рублей, выдаваемых к тому же несвоевременно, жить в избушках с печным отоплением, без холодной и горячей воды, с туалетом на улице?
Без больницы, «Скорой помощи», школы, детского сада, телефонной связи и проезжих дорог? Село продолжает вымирать. А получение хороших результатов при любой технологии - дело тонкое, индивидуальное. Здесь особо нужны грамотные люди, специалисты.А проблема кадров на селе не решается только их обучением, приобретением знаний в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях. Это еще и культура производства, технологическая дисциплина, любовь к животным и растениям. Это огромная и длительная воспитательная работа. К сожалению, сегодняшние реалии жизни способствуют развитию скорее низменных качеств человека - жестокости, разврата, насилия, обмана.
3. Люди на селе должны иметь хорошие условия жизни. Добиться этого непросто. Где взять средства, чтобы в деревне на 100-200 дворов содержать приличную поликлинику, «Скорую помощь», среднюю школу, поддерживать в хорошем состоянии дороги (особенно зимой), линии электропередачи, водоснабжение... По нормативам в средней школе должно быть 500-800 учащихся, что при нынешней рождаемости соответствует населенному пункту с 7-10 тысячами жителей. Такой поселок может позволить себе иметь нормальное медицинское учреждение и другие социальные блага.Мне думается, сейчас нет смысла вновь отстраивать заброшенные деревни. При российских расстояниях, особенно в восточной части страны, создать приличные условия жизни в глубинке нельзя из-за дороговизны коммуникаций (дороги, электросети, газопроводы).
В малых деревнях невозможно иметь квалифицированную медицинскую помощь и приличное образование. Выход, на мой взгляд, один - агрогорода. Они должны быть расположены вблизи государственных автомобильных и железнодорожных путей. Население агрогорода могло бы заниматься двумя видами деятельности: зимой - кустарным промыслом, работой на небольших перерабатывающих предприятиях по производству строительных материалов из местного сырья и т.п.; летом - работой вахтовым методом на полях, расположенных на расстоянии до 30-50 километров. Фермы, выгульные пастбища должны быть расположены вблизи агрогородов, где будут жить животноводы. Расчеты показывают, что при радиусе полевых вахт порядка 30 километров агрогород может обслуживать до 150 тысяч гектаров пашни и до 50 тысяч голов скота.
Создание агрогородов должно стать одним из самых важных национальных проектов, причем им надо на 5-10 лет предоставить преимущества в кредитовании, налогообложении, приобретении земли в собственность.Конечно, процесс строительства и обживания агрогородов будет достаточно продолжительным, важно выбрать правильный вектор движения и не шарахаться из одной крайности в другую. В агрогорода нужно переселить всех немощных пожилых людей и инвалидов из заброшенных деревень, создав им нормальные условия для жизни в пансионатах. А в производственной сфере будут трудиться творческие люди, квалифицированные работники. Между прочим, в России сельское население впервые получило паспорта только в 1906 году и практически лишилось их в 1930-1954 годах. То есть пользуется теми же правами, что и городское, всего 75 лет. Отголоски этого неравноправия ощущаются и сегодня, во всяком случае в том, что касается дележа бюджетного «пирога». Если мы хотим видеть российское село процветающим, с такой несправедливостью надо кончать.