Рожать или не рожать?

Провозглашенные президентом России меры финансовой поддержки материнства прямо касаются миллионов семей. О них спорят, их живо обсуждают - кто с надеждой, кто с недоверием. Потому что реальная жизнь, особенно в деревне, вызывает сомнения относительно радужных перспектив. О чем и говорит эта подборка читательских писем.

Я нахожусь на шестом месяце беременности - буду рожать второго ребенка. Поскольку у нас в селе работы нет, мне сотрудница женской консультации заявила, что «ни декретный отпуск, ни отпуск по уходу за ребенком оплачивать не будут». Слышала я выступление Путина: на второго ребенка до полутора лет ежемесячные выплаты составят 3 тысячи рублей, а по достижении трех лет ему положены 250 тысяч рублей. Скажите, пожалуйста, эти деньги получат только работающие мамы или неработающие тоже? Сейчас неработающей женщине ничего не положено - где же справедливость?
Седельникова Лариса Алексеевна
с. Кирово, Мишкинский район, Курганская область


У меня пятеро детей, младшенькая - грудная. Живем в доме, списанном еще при коммунистах. На все мои просьбы о помощи власти отделываются только обещаниями. Пришла к главе района, а он: «Зачем рожаешь? Покупай сама дом для них». Посчитали моих детей за щенят, смеялись над моим горем мне в лицо, срамили, оскорбляли и унижали, как провинившуюся. А ведь мы с мужем оба работаем, не бездельники.
Борисова Галина
пос. Раздолье, Усольский район, Иркутская область


Живу в сельской местности. Работы в деревне нет, стою на бирже, где мне в месяц платят 864 рубля. Сейчас я беременна, и мне нужно два раза в месяц ездить в районную гинекологию для сдачи анализов. На дорогу уходит 130 рублей, а талоны на бесплатный проезд для беременных женщин отменили с 1 января 2006 года. Не мудрено, что смертность превышает рождаемость.

Баранова Татьяна Николаевна
д. Березовка, Ирбейский район, Красноярский край


Я приехала в Россию с Украины. Встретила здесь человека, которого полюбила, и он меня тоже. Хотели расписаться, но даже временной прописки мне не дают: «Езжай на Украину, выправляй документы, а потом снова к нам». Сколько раз мне еще обращаться в паспортный стол? Я даже не могу получить медицинскую помощь, встать на учет - это на седьмом месяце беременности! Где рожать? Между небом и землей? Умереть в двадцать лет я не хочу, но как жить дальше? При том, что численность населения России сокращается, мы все равно здесь никому не нужны.
Кузьменко Оксана
пос. Восток, Каргасокский район, Томская область

Я мать двоих маленьких детей. Посылаю вам справки о финансовом положении моей семьи. Это ежемесячные 140 рублей на детей и моя зарплата 50 (!) рублей в месяц. Как прожить на такие деньги?

Андрющенко Светлана Викторовна
ст. Мирская, Кавказский район, Краснодарский край


Правительство обещает начать реализацию программы поддержки рождаемости уже с 2007 года. Однако детали в этой программе пока не прописаны, многие практические моменты не прояснены. Что же касается почти фантастической для большинства сельских жителей суммы 250 тысяч рублей, предназначенной на второго ребенка, то она тоже вызывает недоуменные вопросы. Почему только на второго, а не на третьего? Кто поможет многодетным семьям, где пять-шесть и более детей? Да и дойдет ли до матерей, решившихся на второго ребенка, обещанная сумма? Ведь жилье на такие деньги при нынешних бешеных ценах можно приобрести разве что в деревне. Потратить их на учебу - так для этого надо еще вырастить ребенка. А уж переводить эту сумму в накопительную часть пенсии и вовсе бесперспективно: пока доживешь до пенсии, правила игры сто раз изменятся. Сколько всяких накопительных фондов сгорело на наших глазах! Да и обещаны эти деньги только после достижения ребенком трехлетнего возраста.

Ставить телегу впереди лошади - это, кажется, стало у нас привычкой в решении социальных вопросов. Мы находимся в вечной борьбе не с причинами наших неудач, а с последствиями, поэтому конца этой борьбе и не видно. Как говорят в народе: «Шей да пори - без дела не будешь николи». Конечно, легче сказать: «Мы вас потом обеспечим, а вы пока рожайте второго», - чем помогать матерям, уже имеющим ребятишек, или беременным женщинам. Детей ведь надо еще выносить, выкормить, вылечить, создать им условия для нормальной жизни. А это не так-то просто и по нынешним временам непосильно дорого. И еще: надо в принципе менять отношение к матерям, которые могут и хотят иметь полноценную, многодетную семью. К сожалению, за последние годы не только исчезло уважение к многодетным, но они стали вызывать раздражение и презрение окружающих.

Вряд ли повышенное внимание именно ко второму ребенку изменит отношение к многодетным семьям. Если уж действительно власти озаботились приростом рождаемости, ясно же, что проблему надо решать комплексно. Сколько беспризорников, бездомных сирот при живых родителях, сколько больных детей, на лечение которых у родителей нет средств! Скольких семей, где родителям просто не на что собрать ребятишек в школу! А наркомания, а детская преступность!

Если государству нет дела до этих несчастных детей, зачем призывать родителей к улучшению демографической ситуации? Чьи ряды пополнят их дети? Аналитики говорят, что даже имея по два ребенка на семью, мы не воспроизведем численность нашего народонаселения и нужно рассчитывать на приток мигрантов из-за рубежа, прежде всего из бывших республик СССР. А между тем эти люди, часто россияне по рождению, годами не могут выправить себе российский паспорт и потому лишены любых социальных выплат, будь то пенсия или детское пособие. Как в таком случае они впишутся в новую программу?

Не секрет, что растет и число распадающихся семей. Может, и не боялись бы женщины заводить детей, если бы государство взяло на себя и взыскание алиментов с бывших мужей, у которых сейчас много возможностей для уклонения от помощи оставленной семье: переезды с места на место, переписывание имущества на других родственников, зарплата «черным налом» и т.д.

Как видим, многие проблемы в предлагаемой программе пока не учтены вовсе. Но и те меры, что намечены, вызывают вопросы, особенно у сельских жителей. В частности, работающие женщины в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет должны получать не менее 40% от прежнего заработка. Какие заработки в деревне - ни для кого не секрет.К нам в редакцию до сих пор приходят сотни писем о невыплатах детского пособия, и долги составляют по несколько лет.

От местных властей люди слышат один ответ: «В бюджете денег нет». Вполне вероятно, что «детскими» деньгами, выделенными матерям, и в дальнейшем будут затыкать дыры в районных бюджетах.Предполагаемая компенсация затрат на дошкольное детское воспитание тоже, скорее всего, обойдет стороной сельское население. Какие там дошкольные учреждения, когда садики и ясли уже закрыты, да и малокомплектных школ остается все меньше!

Так что, какими бы радужными ни были обещания наших властей, многим сельским жителям, судя по письмам в редакцию, оптимизма они не прибавили. Остается только надеяться, что программа повышения рождаемости в стране не повторит судьбу проектов «Будем жить при коммунизме», «Каждой семье - квартиру», «На ваучер - две «Волги» и прочих лжепроектов, а будет всесторонне и основательно продумана и в полном объеме осуществлена на практике.