Вера Мухина - автор скульптуры «Рабочий и колхозница»

Монументальная скульптура «Рабочий и колхозница» после длительной реконструкции вот-вот вновь займет свое место в Москве, перед ВВЦ. Об истории символа Страны Советов написано немало. Между тем и судьба создателя шедевра Веры Мухиной не оставляет равнодушным никого, кто к ней прикоснулся.

Рабочий и колхозницаВера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге. Ее мама, Надежда Вильгельмовна (в девичестве Мюде), была наполовину француженкой. К сожалению, красивая светловолосая женщина с темными глазами и соболиными бровями не отличалась крепким здоровьем. Она долгое время лечилась от туберкулеза в Ницце, но врачам не удалось ее спасти. На руках у мужа, богатого купца Игнатия Кузьмича, остались две дочери: младшая — полуторагодовалая Верочка, и старшая — Мария. Опасаясь плохой наследственности, отец решил уехать с девочками в Крым. Прошло несколько лет. Воодушевленная Черным морем, бархатистым песком, прозрачным голубым небом, свежим воздухом гимназистка Вера пристрастилась к рисованию. Правда, отец рассчитывал на то, что его целеустремленная дочка, имевшая коммерческую жилку, продолжит купеческое дело. Однако пришлось смириться.

Игнатий Кузьмич скоропостижно умирает. Сестер берут на воспитание дядюшки из Курска. Жизнь продолжается, боль утрат постепенно стихает. Мария и Вера, юные прелестные девочки, посещают балы, принимают гостей. Раз в год они наведываются в Москву поглядеть, чем дышит столица.

В сопровождении гувернантки путешествуют за границу: Берлин, Зальцбург, Тироль. В Курске Вера завершает начальное образование. А вскоре сестры переезжают в Москву. Вера становится ученицей частной студии известного художника Константина Юона, а через два года переходит в студию Ильи Машкова. Она счастлива, занимаясь любимым делом. В конце 1911 года Вера отправляется на Рождество к дяде, в его смоленское имение. Там молодая художница встречается с друзьями, кузинами, веселится и гуляет. Однажды всей компанией пошли кататься с гор. И тут случилась беда: ее сани врезались в огромное дерево. Было ощущение, что треснул череп. Вера дотронулась руками до румяных щек — они были залиты кровью. Потом провела пальцами по лицу и — о боже! — не нащупала носа...

Пронзила мысль: будущего нет. Домашние отобрали у девушки маленькие зеркала, а те, что висели, приказали на время снять. Правда, она нашла выход из положения — смотрела на свое отражение в... больших ножницах. Хотелось свести счеты с жизнью, но разум возобладал над эмоциями. За несколько месяцев Вера перенесла семь пластических операций.

Мухина решила уйти из студии Машкова. Перемены в судьбе повлекли за собой и перемены в творчестве. Теперь Вера грезила скульптурой, собиралась поехать в Париж. Родственники дали добро. Вера поступает в художественную академию Гранд Шомьер. Мастер-класс по скульптуре возглавляет Эмиль-Антуан Бурдель, ученик Родена.

Наступает 1914 год. Начинается Первая мировая война. Вера возвращается в Москву. Два года работает медсестрой в лазарете, заболевает тифом. Ее выхаживает врач Алексей Замков. Взаимная симпатия доктора и пациентки перерастает в глубокое чувство. В 1918 году Вера и Алексей поженились. Позже она напишет о том, что привлекло купеческую дочку в муже «из крестьян»: «Внешняя грубость при большой душевной тонкости». В промозглой мастерской Вера лепила скульптурный портрет Алексея. Она нисколько не приукрасила лицо Замкова, создав облик благородного и мужественного человека. Только прикрыла небольшую лысину, которая напоминала о тифе.

Вера МухинаВ 1920 году Вера Игнатьевна родила сына Всеволода, домашние называли его Воликом. В пять лет мальчик поранил ногу, начался костный туберкулез. Несчастная мать повезла ребенка в Крым. Алексей Андреевич и Вера писали друг другу нежные письма. Замков считал, что Волика можно вылечить. И по возвращении с юга он удачно прооперировал мальчика дома, на обеденном столе, вопреки всем медицинским нормам. Замков был талантливым врачом. Не случайно он стал прообразом профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца». Он работал в Институте экспериментальной биологии, изобрел «гравидан» — препарат широкого действия, лечивший в числе прочих недугов импотенцию и бесплодие.

Когда в институте началась чистка, в «Известиях» появилась обличительная статья, в которой талантливого врача обвинили в шарлатанстве. Не выдержав травли, супруги решили уехать за границу. Их арестовали прямо на вокзале, а затем выслали в Воронеж. В Москву они вернулись только через три года — после вмешательства Максима Горького, пациента Замкова. Более того, по совету писателя, приближенного к власти, Замкова поставили во главе целого института. Члены Политбюро пошли на это, поскольку некоторые из них сами нуждались в аналоге современной виагры. Препарат, однако, через несколько лет перестал действовать — сказался эффект привыкания организма. Высокие начальники разочаровались в Замкове, институт закрыли.

Но этот конфликт врача с властями предержащими не помешал подлинному триумфу его жены. В 1937 году Веру Мухину допустили к участию в конкурсе на лучшие художественные произведения для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Она создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница». Творение Мухиной оценили по достоинству — она получила золотую медаль Гран-при. Парижане выразили желание оставить «Рабочего и колхозницу» в столице Франции, но Москва уже решила установить статую рядом с ВДНХ. Мухина становится «главным скульптором» Страны Советов. Она удостоилась пяти Сталинских премий (в то время это была высшая награда государства).

Казалось бы, в жизни Веры Мухиной наступила светлая полоса. Но длилась она недолго. Началась война, круто изменившая жизнь. А в 1942 году после второго инфаркта умер горячо любимый муж. Вера Игнатьевна пережила его на одиннадцать лет. Супруги похоронены на Новодевичьем кладбище. Она сама создала памятник Замкову. Надпись на нем гласит: «Я сделал для людей все, что мог». «И я тоже» — эти слова выбила на памятнике Мухиной ее ученица.