«От человека осталась одна оболочка»

Можно ли вылечить наркомана или алкоголика? Этот вопрос волнует многих людей, в том числе и наших читателей. Корреспондент «СН» Н. Мартынова задала его главному наркологу Минздравсоцразвития Российской Федерации, директору Московского научно-практического центра наркологии, доктору медицинских наук Е. Брюну.

Е. Брюн, доктор медицинских наукДля справки

Евгений Алексеевич Брюн в 1973 году окончил Хабаровский государственный медицинский институт, потом возглавлял отдел наркомании Московского НИИ психиатрии, работал заместителем директора Института клинической наркологии Минздрава РФ. В 1988 году организовал первую в Советском Союзе анонимную службу для наркоманов и телефон доверия, а в 1989 году — первую в нашей стране клинику для добровольного конфиденциального лечения больных наркоманией. В 1998 году стал директором Московского научно-практического центра профилактики наркомании. В 2005 году этот центр был реорганизован в Московский научно-практический центр наркологии.

— Евгений Алексеевич, один мой знакомый сказал о своем больном сыне: «От человека осталась лишь оболочка». Скажите, можно ли в эту «оболочку» вернуть человека в нормальном состоянии?

— Для этого потребуется огромный труд в течение длительного времени, может быть нескольких лет. Если больной сумеет с нашей помощью пройти все этапы лечения в клинике, то есть надежда на стойкую и длительную ремиссию.

— А что это за этапы? И вообще, что ждет пациента именно в вашей клинике? Какие методы лечения вы используете?

— Каждая клиника и каждое лечебное учреждение имеет свою технологию. Это относится и к нашему центру наркологии. Все начинается с того, что человека нужно замотивировать. Это начальный этап — так называемая социотерапевтическая интервенция. Суть ее в том, что близкие пациента, врачи, психологи, может быть, и работодатели объединяют свои усилия и осуществляют некий социальный прессинг на больного. Мы внушаем ему: ты, мол, хороший парень (или девушка, женщина), но у тебя есть проблемы, давай их решать вместе. В этом суть.

Потом, естественно, нужно привести в порядок его организм — это уже этап детоксикации. Пациента изнутри «отмывают», выводят из организма продукты полураспада алкоголя или наркотиков.

Следующий этап связан с тем, что у больного на первый план выходят различные патологические влечения к алкоголю или наркотикам, обнаруживаются депрессии, личностные расстройства. Это состояние требует серьезного психиатрического лечения. Если первый этап длится от 3 до 10 дней, то лечение психических расстройств, выявленных у больного в период преодоления похмельного синдрома (ломки), или, говоря языком медицины, синдрома отмены, занимает 2-3 недели.

После этого переходим к психотерапии. Этот этап так и называется психотерапевтический. Используются самые различные методы — от боникулятивных (нейролингвистическое программирование, гипноз и др.) до развивающих техник. (Не станем разъяснять читателям суть всех медицинских терминов — для этого потребовалась бы не одна журнальная страница. — Н.М.)

И следующий этап, последний, реабилитация (восстановление). Он продолжается неопределенно длительное время и включает психологическую, семейную, профессиональную реабилитацию. У нас есть специальное отделение, там используется мощная обучающая программа. Мы ребятам говорим: «Легче бросить алкоголь и наркотики, труднее без них остаться. А вот этому надо учиться». И мы учим пациента предупреждать свои срывы. Для этого ему важно уметь вовремя заметить начало обострения. Надо понимать — это хроническое заболевание. И обострения обязательно будут, а вот срывов можно избежать.

Параллельно решаются вопросы социальной адаптации. Кому-то, например, нужно оформить статус безработного. У нас есть специальный договор со службой занятости населения. Кого-то переучивают на другие профессии, кого-то доучивают, помогают в трудоустройстве, в решении семейных проблем. Очень часто семьи отказываются от таких больных. Работаем с ними, есть специальная программа занятий с родителями, супругами, другими родственниками. Полный цикл лечения и реабилитации занимает примерно 2 месяца. И когда мы отпускаем пациента, он к нам еще приходит — первое время 2 раза в неделю, потом реже, но регулярно: мы продолжаем лечебную программу реабилитации. Создаем некую лечебную субкультуру. Это важный момент: организовать окружение из людей, не употребляющих наркотики и алкоголь и помогающих друг другу.

Продолжение интервью и контакты целителя — в журнале «СН. Сельская новь» № 12, декабрь 2009 г.