По любви и по расчету

Как будет трансформироваться институт брака? Сохранится ли семья как ячейка общества? Корреспонденты «СН» ищут ответы на эти злободневные вопросы.

невестаВ одном из башкирских поселков разгорелся скандал. Молодожены в свою первую брачную ночь передрались из-за денег, подаренных на свадьбу. В результате жена сбежала со всей наличностью к матери. А «обездоленный» супруг обратился в суд с требованием вернуть его «долю».

История анекдотичная и поучительная. Для одних — доказательство меркантильности современной молодежи: мол, «в наше время женились только по любви». Для других — наглядный факт, что жениться по старинке, без брачного контракта, глупо и смешно. Правы, как ни странно, и те и другие. Ведь по мнению социологов и психологов, институт брака переживает сегодня не лучшие времена. Он трансформируется и видоизменяется вслед за переменами, происходящими в обществе. Но это не означает, что семья в скором времени вообще исчезнет. Никуда не денется и любовь.

Спешка не в чести

23-летняя Наталья Терехина из Мценска относится к «вымирающему» виду женщин. Натуральная блондинка с голубыми глазами. Симпатичное лицо. Рост метр семьдесят пять. Размер груди четвертый и ни капли лишнего веса. Не девушка, а модель с обложки. На такую фату и сразу в ЗАГС.

Тем более что помимо внешних достоинств у нее, надо признать, есть и голова на плечах. Окончила с красным дипломом факультет иностранных языков и два последних года работает преподавателем в одном из орловских вузов.

Но Наталья замуж не выходит, хотя давно могла бы это сделать. С 16 до 20 лет встречалась с парнемровесником. Потом были еще кавалеры. Один из них — заместитель генерального директора небольшой, но процветающей компании — даже готов был развестись. Но Терехина разбивать чужую семью не захотела. — Зачем мне чужой мужчина, — смеется она. — Мне свой, родной нужен. «Свой, родной» нашелся год назад в Санкт-Петербурге, где Наталья проводила отпуск. Зовут его Андрей. Родом из Курска, но живет и работает в Питере. Видятся друг с другом они не часто.

— Наш роман пока протекает по телефону и в виртуальной реальности на сайте «Одноклассники». Но скоро все изменится, я уже подыскала себе работу в Питере, — рассказывает Наталья.

Сразу после переезда, по словам девушки, узаконивать свои отношения они не будут. Планируют пожить лет пять в гражданском браке, чтобы узнать, не разобьются ли их чувства о быт. Заодно за это время попытаются сделать карьеру, встать на ноги.

— Если все получится, будем думать и о свадьбе, и о детях, — подытоживает Терехина.

Любовь осталась в прошлом

— Упрекать Наталью и Андрея в холодном расчете не стоит, — считает семейный психолог, член Европейской ассоциации психотерапевтов Екатерина Кадиева. — Они типичные представители нового поколения россиян, которое, несмотря на все разглагольствования о падении нравов, относятся к браку и семье гораздо серьезнее, чем в их возрасте относились люди старшего поколения. Советские люди, по словам специалиста, выделяли в своей жизни следующие этапы: школа — институт — брак — воспитание детей. Теперь «брак» вытеснила «карьера».

Эту замену можно было предсказать еще в 1994 году, когда социологи провели в стране массовый опрос 13–15-летних детей. Ребятам было предложено составить список главных ценностей. Тогда подростки на первое место поставили семью, в то время как их советские сверстники в 80-е главными ценностями называли любовь и дружбу. Неожиданный результат объяснялся просто. Страна в середине 90-х находилась в хаосе. Родителям приходилось сутками крутиться на работе. Дети были предоставлены самим себе. Именно поэтому новое поколение вначале старается заложить материальный фундамент помощнее и уж только потом создавать семью.

Те же тенденции наблюдаются и во всем мире. В Европе сегодня уже нечасто встретишь женатых людей моложе 25 лет. Даже в русской глубинке 23-летнюю незамужнюю девушку никто уже не называет старой девой. Однако именно сельский брак пережил в 90-е самую глубокую трансформацию. Провинцию вынудили жить «гостевым браком». Потому что на зарплату, которую платят во многих регионах, можно только с трудом сводить концы с концами. Однако в отличие от молдаван, таджиков, украинцев, давно освоивших московский рынок труда, россиян, приезжающих в столицу на заработки, никто не считает. Так же как никто не знает, сколько провинциальных супружеских пар с начала девяностых годов большую часть времени проводит в разлуке.

Продолжение статьи — в журнале "СН. Сельская новь" № 3, март 2010 г.