Дина Ивановна Винникова выписывает «Сельскую новь» уже тридцать лет. И все эти годы журнал помогал ей совершенствоваться в любимых занятиях вышивке гладью и разведении цветов. О встрече с Диной Ивановной заранее договориться не удалось. Но риск не застать ее дома не пугал — время ожидания было чем занять. Село Винниково — родина знаменитой русской певицы Надежды Плевицкой, и недавно тут был создан музей «русского жаворонка» (так называл певицу Федор Шаляпин, а царь Николай II — «курским соловьем»). Славятся здешние места и своей красотой — это окаймленные дубовыми лесами живописные склоны юго-западной оконечности Среднерусской возвышенности, замысловатые каскады прудов, на берегах которых цветут ныне заброшенные яблоневые сады. А когда встретился с нашей читательницей, удивился, насколько местные красоты совпали с главными ее увлечениями — вышивкой гладью и выращиванием цветов.
За свои почти семьдесят лет Дина Ивановна успела поработать в поле свекловичницей, в животноводстве и в бухгалтерии. У нее крепкая семья: муж Леонид Иванович, механизатор, двое детей и трое внуков.
Личное хозяйство Винниковых — тридцать соток огорода, лошадь, несколько ульев. А прежде две коровы и много другой живности держали.
Круговерть нелегкой сельской жизни, однако, не помешала Дине Ивановне не просто выкраивать время для любимых увлечений, но и стать уникальным мастером.
Первые узоры на лоскутках она стала создавать еще в раннем детстве.
— После Победы отец не сразу домой вернулся, а продолжал службу в армии, — вспоминает рукодельница. — Надо было на что-то жить. И бабушка посоветовала моей маме заняться вышивкой ковров. Мне тогда было шесть лет. Я, подражая старшим, тоже попросила иголку, нитки и стала украшать одежду своих кукол. До сих пор хорошо помню те свои первые вышивки, а главное — переполнявшую меня радость от того, что мои поделки выглядели почти такими же красивыми, как скатерти и ковры, которые вышивала мама.
С тех пор вышивка для Дины Ивановны стала любимым занятием. Она уже была признанной мастерицей и постоянной подписчицей «Сельской нови», когда в ее увлечении произошел качественный скачок.
— Я всегда очень внимательно от первой до последней страницы читаю «Сельскую новь», люблю перечитывать старые журналы, храню все номера, за исключением тех, которые кто-то взял почитать и не вернул, — говорит Дина Ивановна. — Но особенно меня привлекали страницы с репродукциями работ великих художников. Я всегда подолгу рассматривала их картины, читала биографии художников и истории создания шедевров. И вот лет пятнадцать назад (а помню как сейчас) случилось удивительное событие в моей жизни: вошла я в комнату, увидела на столе журнал, а на открытой странице пейзаж, и будто кто-то мне шепнул на ухо: передай эту красоту в вышивке, ведь ты сможешь…
С того дня Дина Ивановна увлеклась художественной вышивкой до мельчайших подробностей копирует иголкой известные картины. Работа эта требует большого мастерства, терпения, сил и времени. Не один год прошел, прежде чем из-под ее иглы вышли вышитые гладью копии картин Шишкина «Дождь в дубовом лесу», Рылова «В голубом просторе», Платонова «Зимний закат». Больше двух лет мастерица копировала в вышивке великую картину Иванова «Явление Христа народу».
— Обычно я старалась побыстрее справиться с домашними делами, а потом бралась за вышивку и просиживала за пяльцами до часу-двух ночи. И так изо дня в день, — рассказывает вышивальщица. — Труд этот нелегкий, но мне он в радость. То наслаждение, которое я получаю от удачных работ, сторицей искупает и усталость рук, и боль в спине.
А потом выяснилось, что ее работа может не только окупить затраты на холст и нитки, но и некоторый доход принести. В один прекрасный день мастерицу нашли гости из столицы и попросили показать скопившуюся у нее коллекцию вышивок. Внимательно и долго рассматривали картины, а потом предложили продать их. Хозяйке не хотелось расставаться с любимыми изделиями, и она назвала слишком большую, как ей казалось, цену. Как же она удивилась, когда гости ни минуты не раздумывая и не торгуясь выложили деньги на стол.
С тех пор работы Дины Ивановны регулярно покидают дом, где они были созданы бессонными ночами. Впрочем, мастерица уверена, что ее лучшие произведения еще впереди.