В Карелии импортные продукты вытеснили с прилавков местные

Мимо прилавка

В супермаркетах Петрозаводска, которыми владеют бизнесмены из других регионов России, продукции местных товаропроизводителей мало. Молочные продукты, например, завозятся из прибалтийских государств, Беларуси, Московской области, Санкт-Петербурга. Мясо и овощи на местных прилавках тоже нередко привозные.

ПРОДУКТОВАЯ МИГРАЦИЯ

продукты— С приходом в Карелию крупных торговых сетей объемы производства на республиканских предприятиях пищевой промышленности значительно сократились, — говорит министр сельского хозяйства республики Григорий Мануйлов. — Производство хлебобулочных изделий сократилось на 30-60 процентов, молока и молочных продуктов — на 30-85, мясопродуктов — на 20-30 процентов. В прошлом году в Карелии было выращено 9 тысяч тонн картофеля, половину пришлось скормить скоту, поскольку не смогли его реализовать.

Магазины не брали карельский картофель, предлагая покупателям привозной, в том числе и импортный. В сетевых магазинах федерального уровня ассортимент товаров местного производства либо представлен недостаточно, либо совсем отсутствует. А между тем карельские товары пользуются спросом у покупателей. И предприятия сельского хозяйства готовы увеличить производство продуктов питания.

Министр считает, что если дело пойдет так и дальше, то многие карельские предприятия просто-напросто закроются, что приведет к росту социальной напряженности в небольших городах и поселках, где работу и сегодня найти сложно. Мануйлов привел недавний пример, когда одна из торговых сетей пришла в район, где есть свой небольшой хлебозавод, и отказалась брать на реализацию его изделия. В результате у предприятия упал сбыт, что привело к убыткам, долгам по заработной плате и угрозе закрытия хлебозавода.

БИТВА ЗА ПОКУПАТЕЛЯ

Представители сетевых компаний оправдываются: мол, все дело в том, что продукция местных предприятий не конкурентоспособна на рынке. За пределами Карелии можно закупить товар и дешевле, и лучше подготовленный к продаже. Хлеб, например, из соседних областей уже расфасован в полиэтиленовые пакеты и уложен в специальные пластиковые ящики, которые можно сразу выставлять на прилавок. А продукция карельских хлебозаводов по старинке поступает в деревянных ящиках, и прежде чем предложить покупателю батоны и буханки, их надо сначала упаковать.

Карельским предпринимателям трудно стать поставщиками ведущих супермаркетов еще и потому, что они не в состоянии заплатить вступительный бонус в размере 400 тысяч рублей. Не по карману. Есть статистика: доля местных производителей в ассортименте одной из крупных торговых сетей в Карелии составляет всего 3%, а в Нижнем Новгороде, например, 37%, в Волгограде — 32%. И это при том, что люди охотнее покупают продукцию именно местного производства, сильно сомневаясь в качестве завозимых товаров. И эти сомнения небезосновательны. Директор одного из петрозаводских предприятий Михаил Уткин сообщил, к примеру, что на мороженом, поставленном в Карелию откуда-то за тысячу километров, указан срок хранения два года, что ненормально.

Значит, идя на поводу у сетевых компаний и желая уменьшить стоимость изделия, производители нарушают технологию. Времена, когда покупатели приобретали самые дешевые продукты, зачастую в ущерб своему здоровью, прошли. Люди все больше задумываются о качестве товара, его полезности. Так считают местные товаропроизводители. Руководители же сетевых компаний уверены в обратном: для покупателей определяющим показателем по-прежнему остается цена товара.

В администрации Петрозаводска обеспокоены проблемой взаимоотношений местных товаропроизводителей и крупных торговых сетей, ведь от этого страдают покупатели — жители города. Но до каких-то практических мер для прекращения этого противостояния дело, кажется, еще не дошло. Чиновники лишь констатируют: представители сетей и местные товаропроизводители пока не дружат, а только заводят знакомства...

Только факты

По официальным данным, доходы меньше прожиточного минимума сегодня в России имеют 17,4% населения, или 24,5 миллиона человек. До настоящего момента на продукты питания у малоимущих граждан уходило до 60% бюджета, но в связи с нынешним ростом цен на еду им придется тратить до 80% заработка. Экономить этим людям уже не на чем. По подсчетам Минпромторга, потребление мяса в нашей стране и без того ниже рекомендуемых норм на 68%, рыбы и рыбопродуктов на 56%, молока и всей молочной продукции — на 61%.

Мнения

Правящая партия «Единая Россия» время от времени выступает с инициативой ввести для бедных продовольственные карточки.

— Роста цен нам не избежать. Это означает, что появится ряд категорий граждан, которые будут испытывать серьезные трудности с организацией питания. Государство должно предусмотреть меры адресной помощи таким категориям, — заявляет один из лидеров «Единой России», председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

Года два назад единоросы уже выступали с подобной инициативой, но одобрения не получили. По мнению экспертов, введение продуктовых карточек только породит новый виток инфляции и коррупции.

От редакции

Засуха и пожары «высушили» и без того снижающуюся покупательную способность граждан, особенно сельских жителей.

В начале лета, чтобы оживить спрос хотя бы на продукты питания, российские предприятия (не все, конечно) объявляли о снижении цен. Но уже тогда эксперты предупреждали, что снижение цен на продовольствие даже на 20 процентов не сможет вернуть покупательскую активность на докризисный уровень.

О каком же снижении можно говорить сейчас, когда прошедшее аномально жаркое лето опустошило поля? Цены подскочили, несмотря на заверения правительства, что этого не произойдет. Чего ждать дальше? Поставщики будут искать дешевую сельхозпродукцию по всему миру, чтобы подороже продать ее в России. Опять будут обходить стороной наших отечественных сельхозпроизводителей, потому что нынче их товары неизбежно окажутся недешевыми. А на помощь государства, по большому счету, по-прежнему рассчитывать не приходится, хотя форс-мажор налицо. И опять на родные прилавки русское мясо и молоко будут пробиваться с боем, а молокозаводы предпочтут «восстанавливать» дешевое сухое голландское молоко для производства ряженки, кефира и творога. Выходит, кризис не закончился?