Из школьниц — в бизнес-леди

Для девятиклассницы горской средней школы 15-летней Марины Рожковой из Пермского края «год кролика» начался сразу после выпускных экзаменов. Она приобрела агрофраншизу по кролиководству и стала первой среди выпускников аграрных классов, кто пытается реализовать себя в агробизнесе.

СЛОВАРЬ «СН»

Что такое франшиза? Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции особую привилегию или вольность, даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарами, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам — исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.

Сегодня франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзер (владелец бизнеса) продает франчайзи (покупателю бизнеса). Эта система обычно включает в себя пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Купить франшизу означает заключить договор продавца и покупателя об открытии предприятия по технологии франчайзера, используя его уже раскрученный бренд, а также его маркетинговые наработки. Покупая франшизу, предприниматель ограждает себя от множества рисков, возникающих при открытии малого предприятия.

С франшизой тесно связано другое слово — франчайзинг: такая форма ведения бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) предоставляет другой компании или частному лицу (франчайзи) право участвовать в проверенном и успешном бизнесе, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзеры предлагают проверенные и испытанные рецепты бизнеса, которые можно многократно применять в различных регионах (к примеру, кафе «Макдоналдс» или сетевой магазин «Пятерочка»). В результате у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав ошибок и сократив путь, по которому придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

При этом франчайзинг — это действительно минимальные риски для обеих сторон. Франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты.

бизнес ледиВ общем-то, не только иностранное слово «франшиза», но и русское «агрокласс» для нас внове. Первые агроклассы как часть проекта «Кадры в АПК» пермского министерства сельского хозяйства начали свою работу лишь осенью 2009 года и только в пяти сельских школах — сычевской Верещагинского района, села Горы Осинского района и в трех школах Бардымского района. Целью их создания было решение кадровой проблемы и обучение профессиональных управленцев для сельскохозяйственной отрасли края. Но основная задача — сформировать у сельских школьников новое восприятие сельскохозяйственной отрасли как агробизнеса.

Идеологом создания таких классов стала заместитель председателя краевого правительства вице-премьер Елена Гилязова.

— Мы должны были, — говорит она, — показать детям, в данном случае старшеклассникам, что агробизнес может быть успешным. Ведь они уезжают в город по той простой причине, что считают, будто дома нечем заняться. Но сегодня в сельском хозяйстве сделать карьеру и добиться успеха можно значительно быстрее, чем в городе.

В течение восьми месяцев 2009-2010 учебного года агроклассникам читали лекции преподаватели Пермской сельхозакадемии имени Прянишникова и специалисты краевого минсельхоза, давали мастер-классы руководители сельхозпредприятий и представители малого бизнеса. Старшеклассники неоднократно бывали на самых разных производствах, пытаясь оценить менеджмент, маркетинг и опыт ведения хозяйств различного уровня. Не все восприняли это как шанс, но из 150 выпускников 11 весной успешно защитили свои бизнес-проекты перед жюри, в состав которого вошли главы районов, руководители крупнейших сельхозпредприятий и известные бизнесмены.

Причем Марина Рожкова была отнюдь не самой лучшей. Первое место тогда присудили ученицам горской средней школы Осинского района Екатерине и Надежде Тютиковым за проект по круглогодичному выращиванию рассады цветов. Им заинтересовался предприниматель Андрей Филдоненко, как раз и занимающийся разведением цветов. «Понятно, что проекты школьниц еще сыроваты, над ними предстоит немало поработать, — говорит он, — но радует стремление сестер не сидеть сложа руки, а заниматься реальным делом». Тем не менее начальник управления экономического развития района Елена Мазунина заявила, что район уже готов дать школьницам муниципальный заказ на выращивание рассады для озеленения города.

Второе место заняли Владимир Носков из Верещагинского района, представивший проект по производству озимого чеснока, и Регина Балтаева из Бардымского района отмечена за бизнес-план по развитию овощеводства. Марина Рожкова разделила третье место с Альбиной Максеевой, предложившей проект по развитию гусеводства. Проект Альбины оказался тесно связан с особенностями того места, в котором она живет. Здесь принято на свадьбу обязательно дарить гуся и пуховые подушки, так что при правильной организации проект обещал быть быстроокупаемым, а производство — безотходным. Тема же Марины Рожковой агрофраншиза по разведению кроликов по акселерационной технологии. Но именно она первой и рискнула на практике заняться собственным бизнесом.

Поставщиком франшизы выступило базовое кролиководческое хозяйство «Осинский кролик» фермеров Мочаловых. Марине передали в пользование 12 мини-ферм, поголовье кроликов и технологию по их разведению. Благодаря этой технологии кролики-акселераты практически не болеют и очень быстро набирают вес. При этом кролики рождаются и выращиваются на открытом воздухе при температуре до минус 40 градусов.

Разумеется, агрофраншиза не досталась 15-летней девушке даром. Она стоила 300 тысяч рублей, которых у сельской школьницы, конечно же, не было. Половину стоимости проекта субсидировал краевой минсельхоз. 60 тысяч рублей Марина получила по программе самозанятости населения. А на 90 тысяч оформила банковский кредит. По расчетам, окупиться проект должен за 2 года. Ухаживать за кроликами станет и младшая сестра Марины Ира — на нее оформлен трудовой договор.

В минувшем году агроклассы появились и в других районах края. Они стали частью нового масштабного проекта «Пермский край. Найди себя здесь». Местные власти уверены, что немало выпускников сельских школ все-таки найдет себе применение на своей малой родине.