Программа развития села

Мечты о крыше...

федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года».Сбудутся ли они у сотен молодых сельчан, если местные власти будут «содействовать» желающим обосноваться в российских деревнях так, как это происходит, скажем, в Поволжье?

В селе Ундоры Ульяновской области четыре года назадсупруги Егоровы подали в местную администрацию все необходимые документы на включение их в число участников федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Программа эта, напомним, разработана для быстрейшего обеспечения молодых сельчан собственным жильем. Главное в программе: если у нуждающихся семей есть треть средств на строительство или покупку нового дома, то остальные две трети им выплатит государство.

Надо ли говорить, как встретили эту новость в деревнях и селах. Не преувеличивая, скажу: как возможность спасения от «бескрышья» над головой, избавления от скитания по съемным избам, как фундамент дальнейшей жизни и работы в селе.

Для участия в этой программе молодые семьи должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таковыми считаются семьи, в которых на каждого приходится (в зависимости от региона) меньше 8-12 квадратных метров жилплощади. Это должны зафиксировать и подтвердить поселковые администрации, куда претендующие граждане подают соответствующие документы.
Супруги Егоровы так и поступили. Своего жилья у них нет. Они снимают квартиру, платят за нее немалые деньги. К тому же растят ребенка-инвалида.
Ну кому, как не такой семье, должна была посодействовать администрация поселка?

Но все пошло наоборот.
Сначала им отказали из-за того, что у них не было трети от необходимой суммы. Егоровы взяли ссуду в банке. Снова пошли к поселковому начальству - уж теперь-то отказа не будет! Однако не тут-то было. В сельской администрации снова дали отлуп. Без всяких долгих объяснений...
Желание поучаствовать в федеральной программе обернулось для Егоровых не лучшим образом: и надежд на собственную крышу над головой не стало, и расплачиваться по кредиту теперь необходимо...

Вот такая история.
И в то же время в тех же Ундорах происходят другие странности. Вот, скажем, местная жительница Галина Фадеева представила в ту же сельскую администрацию выписку из домовой книги, в которой значится, что она проживает с семьей из четырех человек в избушке площадью всего 35 «квадратов». И никто в администрации как бы «не ведал», что на месте старого Фадеевы уже давно выстроили новенький дом - втрое больше прежнего! И получила-таки Фадеева социальную выплату - больше 350 тысяч рублей. И благополучно потратила эти немалые денежки на улучшение своего подворья: построила загон для скота, соорудила баню, обновила интерьер в новом доме.

И все, наверное, сошло бы ей с рук... Но вмешалась прокуратура. После проверки на женщину завели уголовное дело. Затем состоялся суд. Гражданку Фадееву признали виновной в мошенничестве и назначили штраф 110 тысяч рублей. Кроме того, с нее взыскали и незаконно полученные деньги.

Однако одно обстоятельство осталось туманным: роль местной администрации в получении Фадеевой казенных денег.
Прокуратура коррупционной связи Фадеевой с кем-нибудь из работников администрации не выявила. Но народ в Ундорах недоумевает: как провернули эту махинацию в селе, где все знают друг о друге все? Почему поселковые начальники не проверили, в каких условиях проживают Фадеевы? И почему те, кто действительно нуждается в крыше над головой, не смогли участвовать в программе, а те, кто обеспечен жильем, в ней оказались? Эти вопросы остались без ответа...

федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года».И если бы лишь в одном селе происходило такое! Про- куроры выявили только в Ульяновском районе четыре нарушения закона. Хватало махинаций и в прочих местах. Во многих случаях социальная финансовая поддержка была оказана тем, кто в улучшении жилищных условий явно не нуждался. Примеры таковы. В Радищевском районе по подложным документам около 100 тысяч рублей получил житель Калиновского сельского поселения, у которого в собственности уже имелся добротный дом. В Сурском районе некой Юлии Ш. социальную выплату на приобретение жилья предоставили как молодому специалисту, хотя на момент подачи заявления она еще обучалась в одном из ульяновских вузов.
В Майнском и Новоспасском районах граждан включали в число участников программы, не требуя выписок из домовых книг. А в Николаевском районе, наоборот, необоснованно отказывали молодым семьям и специалистам, претендующим на получение социальных выплат, несмотря на то что их жилплощадь не превышала учетную норму (те самые 8-12 квадратных метров на человека).
В Павловском районе некоторых потенциальных участников даже не известили о результатах рассмотрения их заявлений. А в ряде поселений Вешкаймского и Новомалыклинского районов местная администрация требовала у граждан документы, которые вообще не нужны для участия в программе. А ведь многие из этих документов платные. Скажем, выписка из госреестра стоит 500 рублей. Кстати, при этом никто не дает гарантии, что бегающий по кабинетам человек попадет в столь заманчивую программу...

Нарушений выявлено немало. Кое-где из-за неправильного расчета стоимости жилья те, кого приняли в программу, недополучали социальные выплаты. Так, в Сурском районе молодой семье необоснованно занизили выплату почти на двести тысяч рублей!
А всего за один год в районах области возбудили 11 уголовных дел по фактам мошенничества, когда пронырливые граждане сумели получить деньги на новое жилье по подложным документам. Ясно, что тут без «понимания» сельских администраций не обошлось...

Минсельхоз Ульяновской области тоже отличился. Он не контролировал, как и кому достаются бюджетные денежки. Не были утверждены критерии отбора муниципальных образований, не была определена средняя рыночная стоимость жилья в сельской местности (а в разных районах она разная). Не будь этих чиновничьих «недосмотров и упущений», обеспечить жильем можно было бы больше семей...

Прокурорские проверки в Ульяновской области продолжаются. Но сейчас хочется сказать о другом. Сельская провинция здесь, как и повсюду, вымирает. Проблем много, перечислять их нет смысла. Но одна из главных - жилье. Именно его отсутствие - основная причина, мешающая молодым обживать сельские пространства. Это вынуждает молодежь покидать родные места, искать лучшей жизни в городах.

Но вот, казалось бы, протянута рука государственной помощи. И местным властям остается только с благодарностью принять эту поддержку, помочь людям обрести крышу над головой и укорениться в селе. Ан нет! Опять что-то им препятствует, что-то они, как всегда, «недосматривают», «упускают из виду» и так далее. Что впрочем, не мешает местным властям с каждой трибуны кричать о том, что российское село «брошено на произвол судьбы», что оно вымирает, что сельское население стареет...

Короче, «флаги над сельсоветами» есть, а реальная каждодневная и честная работа во имя возрождения сельской России просматривается далеко не всегда.