Жизнью правят неучи?

Вы и общество

Жизнью правят неучи?

Жизнью правят неучи? Они постепенно заполняют все сферы нашего бытия

В деревне Дубки после реконструкции купленной им деревенской избы наглухо запил поэт и эссеист, мой давний приятель Андрей Бобров. Случилось это так. Следовало переделать избу (поменять старую тесовую крышу на шиферную, заменить два подгнивших снизу венца, обновить электропроводку и пробурить скважину для воды). Сделать все это (кроме скважины) напрашивались плотники из соседнего поселка Чабры.
Однако мой гуманитарно подкованный приятель мастеровым мужичкам не поверил и решил нанять ремонтников из города по объявлению. А объявление в газете гласило: «Все виды работ по благоустройству домов, дач, коттеджей! Бурение скважин! Качественно! Быстро! Квалифицированные мастера с дипломами!»

Приятель клюнул на слово «квалифицированные». Набрал номер - и тут же в деревню прибыла строительно-монтажная группа. Добры молодцы в фирменных комбинезонах, с выражением собственной значимости на лицах внушали не просто доверие, но и почтительное уважение. Бригадир подчеркнул: «У нас только профессионалы трудятся. Фирма веников не вяжет!»

Работа закипела.

За две недели и крыша была перекрыта, и венцы заменены, и электропроводка протянута от уличного столба к избе.
Скважину пробурили с помощью какого-то электроагрегата на раме («Ноу-хау, последнее слово в бурении!» - многозначительно подчеркнул бригадир). Опустили туда пластиковые трубы - и выдал погружной насос некую белесую жижу...
- Раскачка идет! - объяснил начальник дипломированной бригады. - Все делаем по науке. Через неделю хрустальная водичка пойдет!
Щедро расплатившись с мастерами, мой повеселевший приятель стал обживать дачу.
Однако радостные дни продолжались недолго. Огорчения начались с крыши: она протекла после первых же летних ливней. Выяснилось, что «дипломированные» кровельщики неправильно уложили шиферные листы...

Дальше - больше. Осенью вдруг стали трескаться стекла в окнах, потому что, как подсказали деревенские, под угловые венцы «мастера» не подложили фундамент. И изба снова пошла оседать.
Чистая вода в скважине так и не появилась.
Но самую большую неожиданность преподнесла электропроводка. В зимнюю оттепель сползавший с крыши снег вырвал провода вместе с изоляторами.
- Ну кто вводит провод под крышу? - удивлялись соседи. - Каждый деревенский дурак знает - крепи провода к фронтону избы! А эти под скат крыши ввели!

Жизнью правят неучи? Далее последовали непечатные характеристики «дипломированных специалистов». И сетования по поводу того, что хозяин не пожелал воспользоваться услугами умелых сельчан, среди которых были и плотники, и печники, и кровельщики, правда без дипломов.
Вот так неучи испортили жизнь поэту Боброву.

Однако дело не в частностях. Дело в том, что в нашей сегодняшней жизни все чаще и чаще встречаешься с так называемыми профессионалами, у которых весьма поверхностное представление о сути той работы, которой они решили заниматься. Раньше их называли простеньким, но точным словом - неучи. То бишь людьми, у которых весьма поверхностные знания и умение. Но некоторые документы о профпригодности их обладателей дают им возможность вполне безбедно существовать...
Это относится не только к так называемым синим воротничкам, то есть представителям рабочих профессий. Клеймом неуча ныне помечены многие представители инженерии, медицины, педагогики, лесоводства, рыбоводства и прочих сфер профессиональной деятельности...

Надо ли далеко ходить за примерами? Нет дня, чтобы в разных уголках страны, а особенно на селе, по вине неумех-медиков не стали инвалидами или даже не погибли дети и взрослые. Медики стали терять квалификацию - вот что страшно!

С забвением элементарных основ педагогики сталкиваются дети и их родители в школах. По вине горе-инженеров и строителей то и дело рушатся построенные здания. Пилоты не способны четко и грамотно управлять самолетами.

А незнание и нежелание постигать новые технологии? Взять, к примеру, знакомое каждому россиянину выращивание картошки. Больно смотреть как из года в год на приусадебных и неприусадебных картофельных полях бьются люди, чтобы вырастить эти корнеплоды. И все по старинке - лопата, вилы, мотыга, грабли. А ведь давно появились и прижились в мире хотя бы те же голландские технологии, кои и малозатратны, и урожай позволяют получить отменный. Африканцам и тем полюбились голландские методы выращивания картошки. А мы? Вспоминается как в одном из районов Подмосковья несколько лет голландские агрономы пытались научить наших, как надо растить картофель с минимальными затратами физического труда. Не вышло! Лень оказалась сильнее учения!

Многие припоминают: в советские времена уровень квалифицированности и (главное!) ответственности работников любой сферы был гораздо выше нынешнего. Сегодня перечень аварий, трагедий, катастроф или просто житейских неурядиц, происходящих по вине неучей, можно множить до бесконечности.

Жизнью правят неучи? Хочется понять, откуда вдруг навалилась на нас эта напасть? Каковы причины, ее породившие? И что делать, чтобы хоть как-то справиться с этой бедой?
Наверное, не я один задаюсь подобными вопросами. Со многими приходилось обсуждать эти темы. Причины называются разные. Одни говорят, что все начинается с пренебрежительного отношения к образованию: «Посмотрите, что творится в вузах! Студенты перестают познавать профессию еще и потому, что их преподавателям некогда заниматься своими подопечными. Они на 2-3 ставках трудятся. Зарплаты даже у профессоров малы, ученым приходится работать в режиме «бегом», чтобы хоть мало-мальски прилично получать».
С этим мнением трудно не согласиться. Лично знаю вполне достойных ученых, которые говорили мне: «А зачеты и экзамены провожу так: прошу старосту собрать зачетки и автоматом ставлю всем четверки». И вспомнилось мне, как в XIX веке в Казанском университете на физмате, где постигал профессию Илья Ульянов, на семь студентов курса приходилось аж... одиннадцать профессоров! Вот так грызли гранит науки в те времена...

Кстати, об обучении в том же университете сегодня. У меня есть знакомая дама, окончившая географический факультет. Преподает в школе. Знает, что река Волга впадает в Каспийское море.
Как-то я поинтересовался у нее: «А куда впадает Енисей?» Слегка призадумавшись, выпускница географии молвила:
- Естественно, в Тихий океан!
Дар речи, к счастью, остался при мне.
Но надо еще добавить и такую массовую болезнь нашей образовательной системы, как продажа дипломов в вузах, техникумах и во всех прочих учебных заведениях А если представить, сколько мошенников развелось по России занятых подделками любых документов и их продажей кому ни попадя, тут хоть караул кричи!
Так вот, первопричина вроде определена. Однако вряд ли только снижение уровня образования порождает засилье неучей «от Москвы до самых до окраин». Тут не менее губительна и возможность «хапать бабло» при любом удобном случае. Законы, ограничивающие стяжательство, несовершенны и не используются, они позволяют везде и всюду всучивать нам «осетрину второй свежести».

Есть еще немало обстоятельств, способствующих размножению неучей. Не последнее место тут занимает наш менталитет. Честно говоря, мы и сами-то не слишком склонны к честному и ответственному исполнению своих обязанностей, руководствуясь поговорочкой типа «Грех не беда - молва нехороша». И к поставщикам разнообразных услуг (образовательных, медицинских, строительных и прочих) мы отнюдь не требовательны. Судиться с ними часто не желаем («Себе дороже выйдет!»). Склонны прощать и забывать нерадивость, леность, неряшливость в работе. Короче говоря, все тут сходится (простите за сравнение) в некую мусорную кучу, в которой так тепло и уютно неучам...

И из которой мы, как мне кажется, еще не скоро выберемся.
Вот такой «оптимизм».