Интересный маршрут: дом на реке Марарайка
«Зеленой сетью трав подернут спящий сад, а за прудом село дымится...» - писал М. Лермонтов о самом дорогом месте на земле - родных Тарханах, которые он считал колыбелью своего творчества. К счастью, этот заповедный край мало изменился.
Можно посидеть под ветлами на берегу Большого пруда, заросшего кувшинками, спуститься к неторопливой речушке Марарайке, скрывающей в своих темных водах таинственные омуты и ледяные родники, побродить по тенистым аллеям, где любил в одиночестве бывать поэт. Чтобы напитать свою душу живительными впечатлениями, возможно, по-новому осознать поэзию Лермонтова, и стоит ехать в Тарханы.
...Большой барский дом, который вряд ли остался в памяти маленького Миши, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, потрясенная смертью единственной дочерью Марии Михайловны, велела снести как «несчастливый». На этом месте в память об умершей был воздвигнут храм Марии Египетской, а для себя и обожаемого внука Елизавета Алексеевна велела построить небольшой дом с мезонином, где Лермонтов провел свои детские годы. Трудно сказать, чего больше они ему принесли - счастья или страданий.
Мишель (так звали его мать и бабушка) рос слабым золотушным ребенком. Кожный зуд и мокрые струпья, покрывавшие все тело, приносили ему столько мук, что рано стали причиной вспыльчивости и раздражительности. Ночью он метался в горячке и страстно мечтал почувствовать на своем горячем лбу нежную материнскую руку. Его же нянька - строгая немка Христина Осиповна Ремер - была скупа на ласку. Но ее постоянные «вразумления» оказали на личность Лермонтова не меньшее влияние, чем бесхитростная любовь Арины Родионовны - на Пушкина. «Все люди перед небом равны, - говорила Христина Осиповна, - и надо уважать каждого человека. Нельзя плохо говорить с теми людьми, которые от тебя зависят». Эту науку маленький Миша усвоил на всю жизнь. Дерзить он позволял себе только среди равных.
Все свое детство Лермонтов провел среди дворовых. Зимой в детскую приходили горничные девушки шить и вязать, а заодно и развлекать барчонка. Они рассказывали сказки про волжских разбойников и пели протяжные грустные песни. На Святки в барском доме встречали ряженых, на Пасху Миша любил вместе с дворовыми девками «яйца катать», а на Троицу ходил с ними в лес хороводы водить. И никогда не отказывал в просьбе покрестить крестьянских детей. В 1821 году, семи лет от роду, в церкви Марии Египетской он стал крестным отцом сразу для пяти младенцев - детей тарханских дворовых. Мечтал всем своим крестьянам построить каменные избы.
...Пол детской на втором этаже дома был устлан грубым сукном. Ему маленький Миша, едва научившись ходить, нашел свое применение. Рисовал на сукне собак, лошадей и одному ему ведомых зверушек. Бабушка в восхищении качала головой и вела в детскую гостей, которые в один голос прочили Мишеньке участь знаменитого живописца. Не случайно на самом первом портрете в возрасте 4-5 лет Лермонтов изображен с мелком в руке.
До конца своих дней поэт не расставался с красками и холстом. Современники отмечали его незаурядный дар рисовальщика, скрытую экспрессию и лаконичность рисунка, убийственную точность карикатур. Художественное наследие Лермонтова насчитывает больше 50 рисунков, 51 акварель и 11 картин маслом. Некоторые из них можно увидеть в Тарханах. А кроме того, фарфоровую чернильницу поэта, походную шкатулку, портсигар, трубку и фамильную икону рода Столыпиных, к которому принадлежала Елизавета Алексеевна. Все это - подлинные вещи, составляющие золотой фонд музея.
Немало таких «драгоценностей» сохранилось благодаря неграмотному старику, безгранично преданному Михаилу Юрьевичу. Речь идет о его дядьке - Андрее Ивановиче Соколове, чье имя незаслуженно забыто литературоведами и биографами. Именно он опекал поэта во всех его поездках и ему выпала горестная участь сопровождать прах поэта из Пятигорска в Тарханы. Получив в 1843 году вольную, Андрей Иванович отказался покидать поместье и прожил в доме ключника до конца своих дней. Сейчас Дом ключника, в котором воссоздан интерьер крестьянской избы, - один из пяти музейных объектов, куда обязательно приводят экскурсии.
На территории усадьбы возрождены многие народные промыслы. В Доме ключника, например, можно попробовать свои силы в искусстве изготовления глиняной игрушки, затем забрать ее в качестве памятного сувенира.
И конечно, невозможно уехать из Тархан, не побывав у гроба гения. Фамильная усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых находится в километре от усадьбы. Здесь каждый покажет дорогу к маленькой часовне. Узкая крутая лестница приведет вас в темное холодное подземелье, где при свете свечей можно прочитать надпись на свинцовом гробе и постоять в раздумьях и молчании.
Музей работает с 9.00 до 16.00.
Выходной день - вторник.
Билет на посещение всех музейных объектов для взрослого стоит 150 рублей, для детей - 100.
Заказать экскурсию для группы (не меньше 10 человек) можно по телефону: (8-8412) 29-09-71.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ. В гостинице на территории музейного комплекса. Проживание в двухместном номере стоит 500 рублей с человека.
ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ. Столовая на территории музея обслуживает только организованные группы. Если вы посещаете музей самостоятельно, то лучше захватить «сухой паек» с собой.
КАК ДОБРАТЬСЯ.
На личном транспорте по трассе Р-209 Пенза - Тамбов. От Пензы ехать примерно 100 км до поворота на Тарханы. В качестве ориентира - ветряная мельница на повороте. До усадьбы можно доехать из Пензы на автобусе Пенза - Липецк, который отправляется от автовокзала в 7 и 10 часов утра. Время в пути - около 2 часов, стоит проезд 100 рублей. Вернуться можно на автобусе этого же маршрута, который останавливается на повороте в 16 и 19 часов.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ ПОПУТНО.
В Пензе заслуживает внимания Музей-квартира В. Мейерхольда, где великий советский режиссер родился и прожил больше 20 лет.