Интересный маршрут: дом на реке Марарайка

Интересный маршрут: дом на реке Марарайка

«Зеленой сетью трав подернут спящий сад, а за прудом село дымится...» - писал М. Лермонтов о самом дорогом месте на земле - родных Тарханах, которые он считал колыбелью своего творчества. К счастью, этот заповедный край мало изменился.

Можно посидеть под ветлами на берегу Большого пруда, заросшего кувшинками, спуститься к неторопливой речушке Марарайке, скрывающей в своих темных водах таинственные омуты и ледяные родники, побродить по тенистым аллеям, где любил в одиночестве бывать поэт. Чтобы напитать свою душу живительными впечатлениями, возможно, по-новому осознать поэзию Лермонтова, и стоит ехать в Тарханы.

...Большой барский дом, который вряд ли остался в памяти маленького Миши, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, потрясенная смертью единственной дочерью Марии Михайловны, велела снести как «несчастливый». На этом месте в память об умершей был воздвигнут храм Марии Египетской, а для себя и обожаемого внука Елизавета Алексеевна велела построить небольшой дом с мезонином, где Лермонтов провел свои детские годы. Трудно сказать, чего больше они ему принесли - счастья или страданий.

Мишель (так звали его мать и бабушка) рос слабым золотушным ребенком. Кожный зуд и мокрые струпья, покрывавшие все тело, приносили ему столько мук, что рано стали причиной вспыльчивости и раздражительности. Ночью он метался в горячке и страстно мечтал почувствовать на своем горячем лбу нежную материнскую руку. Его же нянька - строгая немка Христина Осиповна Ремер - была скупа на ласку. Но ее постоянные «вразумления» оказали на личность Лермонтова не меньшее влияние, чем бесхитростная любовь Арины Родионовны - на Пушкина. «Все люди перед небом равны, - говорила Христина Осиповна, - и надо уважать каждого человека. Нельзя плохо говорить с теми людьми, которые от тебя зависят». Эту науку маленький Миша усвоил на всю жизнь. Дерзить он позволял себе только среди равных.

Все свое детство Лермонтов провел среди дворовых. Зимой в детскую приходили горничные девушки шить и вязать, а заодно и развлекать барчонка. Они рассказывали сказки про волжских разбойников и пели протяжные грустные песни. На Святки в барском доме встречали ряженых, на Пасху Миша любил вместе с дворовыми девками «яйца катать», а на Троицу ходил с ними в лес хороводы водить. И никогда не отказывал в просьбе покрестить крестьянских детей. В 1821 году, семи лет от роду, в церкви Марии Египетской он стал крестным отцом сразу для пяти младенцев - детей тарханских дворовых. Мечтал всем своим крестьянам построить каменные избы.

Интересный маршрут: дом на реке Марарайка...Пол детской на втором этаже дома был устлан грубым сукном. Ему маленький Миша, едва научившись ходить, нашел свое применение. Рисовал на сукне собак, лошадей и одному ему ведомых зверушек. Бабушка в восхищении качала головой и вела в детскую гостей, которые в один голос прочили Мишеньке участь знаменитого живописца. Не случайно на самом первом портрете в возрасте 4-5 лет Лермонтов изображен с мелком в руке.

До конца своих дней поэт не расставался с красками и холстом. Современники отмечали его незаурядный дар рисовальщика, скрытую экспрессию и лаконичность рисунка, убийственную точность карикатур. Художественное наследие Лермонтова насчитывает больше 50 рисунков, 51 акварель и 11 картин маслом. Некоторые из них можно увидеть в Тарханах. А кроме того, фарфоровую чернильницу поэта, походную шкатулку, портсигар, трубку и фамильную икону рода Столыпиных, к которому принадлежала Елизавета Алексеевна. Все это - подлинные вещи, составляющие золотой фонд музея.

Немало таких «драгоценностей» сохранилось благодаря неграмотному старику, безгранично преданному Михаилу Юрьевичу. Речь идет о его дядьке - Андрее Ивановиче Соколове, чье имя незаслуженно забыто литературоведами и биографами. Именно он опекал поэта во всех его поездках и ему выпала горестная участь сопровождать прах поэта из Пятигорска в Тарханы. Получив в 1843 году вольную, Андрей Иванович отказался покидать поместье и прожил в доме ключника до конца своих дней. Сейчас Дом ключника, в котором воссоздан интерьер крестьянской избы, - один из пяти музейных объектов, куда обязательно приводят экскурсии.

На территории усадьбы возрождены многие народные промыслы. В Доме ключника, например, можно попробовать свои силы в искусстве изготовления глиняной игрушки, затем забрать ее в качестве памятного сувенира.

И конечно, невозможно уехать из Тархан, не побывав у гроба гения. Фамильная усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых находится в километре от усадьбы. Здесь каждый покажет дорогу к маленькой часовне. Узкая крутая лестница приведет вас в темное холодное подземелье, где при свете свечей можно прочитать надпись на свинцовом гробе и постоять в раздумьях и молчании.

Музей работает с 9.00 до 16.00.
Выходной день - вторник.
Билет на посещение всех музейных объектов для взрослого стоит 150 рублей, для детей - 100.
Заказать экскурсию для группы (не меньше 10 человек) можно по телефону: (8-8412) 29-09-71.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ.
В гостинице на территории музейного комплекса. Проживание в двухместном номере стоит 500 рублей с человека.

ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ.
Столовая на территории музея обслуживает только организованные группы. Если вы посещаете музей самостоятельно, то лучше захватить «сухой паек» с собой.

КАК ДОБРАТЬСЯ.
На личном транспорте по трассе Р-209 Пенза - Тамбов. От Пензы ехать примерно 100 км до поворота на Тарханы. В качестве ориентира - ветряная мельница на повороте. До усадьбы можно доехать из Пензы на автобусе Пенза - Липецк, который отправляется от автовокзала в 7 и 10 часов утра. Время в пути - около 2 часов, стоит проезд 100 рублей. Вернуться можно на автобусе этого же маршрута, который останавливается на повороте в 16 и 19 часов.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ ПОПУТНО.
В Пензе заслуживает внимания Музей-квартира В. Мейерхольда, где великий советский режиссер родился и прожил больше 20 лет.