Тупики в лесу законов

Горячая тема
Тупики в лесу законов

Весенняя сессия парламента ознаменовалась небывалой депутатской активностью. Принято рекордное количество законов. Не менее производительной обещает быть и осенняя сессия. И так год за годом. За 20 с лишним лет нового российского парламентаризма высажен такой густой лес законов, что в нем нетрудно заблудиться даже самому опытному юристу.

Казалось бы, при такой законотворческой прыти после каждой парламентской сессии мы должны бы жить хоть чуточку, но лучше. А мы сплошь и рядом видим, да что там видим - на себе ощущаем! - совсем иное. Лес законов растет, но чем дальше в лес, тем больше бурелома. Многие идеи, облачившись в законодательную форму, не только не расцвели, как обещали нам депутаты, а превратились в некий юридический безжизненный сухостой.
Другие расцвели, но плод дали совершенно иной, нежели ожидалось. К примеру, реформирование образования, которое предполагало компьютеризацию учебного процесса, улучшение преподавания и повышение зарплаты учителям и престижа учительской профессии, по большому счету, свелось к экономии бюджетных средств (деньги идут за учеником) и, что не менее чувствительно для общества, страны, обернулось массовым (более 13 тысяч) закрытием малокомплектных школ, особенно в провинции, в селе.

По такому же принципу реформировалось и отечественное здравоохранение. И опять в первую очередь пострадала провинция. За короткий срок село утратило 7,7 тысячи фельдшерско-акушерских пунктов, тысячи участковых больниц, пунктов скорой помощи, несчетное число стационарных коек. Многие стационары перешли на дневное обслуживание, что не только не улучшило медицинское обслуживание сельских жителей, но напрочь отрезало от медицинской помощи миллионы людей, живущих в отдаленных деревнях, вследствие чего многие жители вынуждены были покидать обжитые места, что привело к уничтожению более 20 тысяч деревень. Радует поступление новой техники в межрайонные больницы, но очень тревожит отсутствие финансирования на предупреждение, профилактику заболеваний.
И так за что ни возьмись.

Плоская, как ее называют, шкала налогов (со всех - один и тот же процент), а по-научному, регрессивное налогообложение оборачивается тем, что наитяжкое бремя падает на самые низкооплачиваемые слои населения. И санитарка больницы, получающая 4 тысячи рублей в месяц, и президент, и миллиардер, наживший свое состояние в результате присвоения некогда общенародной собственности, перечисляют в бюджет одинаковый процент со своих доходов. Но для санитарки этот процент более болезнен, чем для миллиардера, тем более, что у того целый штат советников, юристов, которые помогают ему найти вполне законные способы вывести значительную часть своих доходов из-под налогообложения.

В очередной раз буксует пенсионная реформа. Бюджет ПФ трещит по швам: частью разворовывается, частью транжирится на нужды аппарата. Куда ни приедешь, везде офисы ПФ выделяются крутизной ремонта или строительства. На стариков денег не хватает. Поэтому, чтобы выполнять социальные обязательства перед ними, приходится залезать в нефтегазовую кубышку, что очень сильно раздражает правительство.

Система пенсионного обеспечения, принятая в начале 2000-х годов, оказалась несостоятельной. Поэтому в недрах аппарата Белого дома готовится новый вариант закона, который должен скоро поступить для утверждения в Госдуму. Но текст его пока не видели даже депутаты профильного комитета. Зато то и дело вбрасывается в общественное сознание необходимость повышения пенсионного возраста или, по крайней мере, стажа работы, требуемого для начисления трудовой пенсии. Хотя, по мнению первого заместителя председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, несбалансированность бюджета Пенсионного фонда вызвана различными аферами и неудачными реформами, которые осуществлялись в этой сфере. Средства из бюджета Пенсионного фонда оттягивает накопительный элемент, они забираются у нынешних пенсионеров и стремительно обесцениваются - на данный момент доходность по пенсионным накоплениям в 2,5 раза меньше, чем темпы роста номинального ВВП.
Все это математически доказывает абсолютную неэффективность обязательного накопительного страхования. Вторая причина - суперрегрессивная шкала по уплате социальных взносов. По оценкам экспертов, от 30 до 40 процентов фонда оплаты труда фактически выводится из-под налогообложения. И опять более бедный платит сполна, а человек богатый платит в лучшем случае минимум. Не только так называемые серые, «конверточные» зарплаты не облагаются социальными взносами, но и крупные доходы, премии, различные бонусы промышленникам и предпринимателям, банковским служащим, высоким чиновникам.

- Вот издали стратегию по поводу семьи, охраны детства («О национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы». - Ред.), - размышляет известный православный проповедник, протоиерей Дмитрий Смирнов. - Хотят под сурдинку создать класс чиновников, которые будут получать солидные зарплаты. И чиновники эти, чтобы оправдывать свое существование, будут находить неблагополучные семьи и лечить их. Как? Мне один наш прихожанин, член Российской Академии наук, известный на весь мир ученый, рассказывал, что в той деревне, где он проводит лето, в семью непьющих людей, где трое детей, пришли и сказали: «У вас условия плохие для детей, крыша течет в избе». И отняли детей. Вместо того чтобы дать денег на ремонт крыши. Да вы деньги, предназначенные чиновникам, отдайте социально убитой семье, и она воспрянет.
Нет, продолжу я размышления протоиерея Дмитрия Смирнова, у нас не чиновник для людей, а мы - для чиновника. И не мы, а он решает, что нам нужнее. Потому и делается многое не на пользу конкретных людей, то есть опять же нас с вами, а на пользу некоего абстрактного государства. Те же сельские школы, больницы закрываются - а зачем они, если государству от них только расход?
Но пройдем еще по созданному лесу законов.

Отобрали техосмотр у полиции, чем поначалу очень обрадовали водителей. Передали его дилерским центрам по продаже и обслуживанию машин. И какими это расходами для автовладельцев обернется, сегодня можно только гадать.
Посмотрим на более близкий нам аграрный сектор.

В свое время приняли очень важный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который призван был наконец-то навести порядок в землеустройстве. Ведь за 20 лет земельной реформы собственники долей в силу разных причин - из-за процедурных сложностей и главным образом из-за высоких цен на межевание, кадастровую оценку - так и не смогли оформить и зарегистрировать свои права на паи. Большей частью эти паи использовались нелегально и не могли служить залоговой базой для получения кредитов, а свыше 2 миллионов долей вообще не использовались. Новый закон не только упрощал процедуру закрепления, но и удешевлял оформление кадастрового учета и государственной регистрации. Но порядок в землепользовании наведен так и не был, потому что «забыли» утвердить несколько подзаконных нормативных правовых актов.

Другой закон - «О нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения» - так и не вернул эти земли в сельхозоборот. Потому как на стадии его разработки не было дано определения, что такое нецелевое использование земли, не прописали процедуру изъятия, а главное - оставили (умышленно или по недомыслию) много лазеек, по которым недобросовестные собственники земель легко уходят от ответственности. Выморочные земли (доли умерших людей или отказавшихся от земельной собственности) в большинстве случаев так и не перешли в муниципальную собственность. Потому что у муниципалитетов нет денег на межевание, кадастровую оценку и прочие процедуры, а принять помощь фермеров, которые предлагают ее в обмен на долгосрочную аренду, местные власти не могут в силу того, что им запрещено заниматься коммерческой деятельностью.

Не говорю уже о законе о банкротстве, который, по сути, узаконил рейдерство, позволяет разного рода жуликам разворовывать то, что еще осталось в немногих работающих сельхозкооперативах.

Или вот приняли решение о переходе на горючее, отвечающее евростандартам и, по сути, прекращении производства бензина, именуемого в обиходе «80-м», на котором сегодня живет село. Объявили трехлетний переходный период, но не приняли никаких мер, чтобы он прошел безболезненно для крестьян. Когда такая ситуация возникает в других странах, как правило, включается механизм финансовой поддержки той категории людей, которые должны переоборудовать, переоснастить технику, - начиная с поставок по льготным ценам соответствующих запасных частей, двигателей и т.д.

- У нас этого сделано не было, - признавался в свое время председатель Аграрного комитета Госдумы предыдущего созыва Валентин Денисов. - Государство, объявив об этом, должно было создать специальные программы регионального или федерального уровня. Нам говорят: у вас было время на переоборудование соответствующей техники, но при этом забывают спросить, а есть ли на это деньги у крестьян?

Закон о торговле призван был навести порядок в отношениях между торговыми сетями, производителями сельхозпродукции и ее переработчиками. Не навел. Сети как брали бонусную плату за возможность выставить товар на их прилавок, так и берут, как задерживали выплаты за реализованную продукцию, так и задерживают. И ничто им не указ.

В ВТО, похоже, вообще вступили, как молодая девушка замуж, с закрытыми глазами. Никто не мог, да и сейчас не может просчитать последствий от этого шага для отечественной промышленности, и в первую очередь для аграрного сектора. Главное, ввязаться в драку. Или объясняют по-черномырдински: «Жить будем плохо, но недолго».

- Почему за 22 года ни одна реформа - административная, армейская, судопроизводства, ЖКХ, МВД, образования, здравоохранения, пенсионная, проведенные модернизации - не дала результатов? И каждая вновь приходящая власть опять начинает с реформ во всех сферах, в которых эти реформы уже были проведены! Значит, реформами занимались люди, которые некомпетентны, хотя назывались эти люди властью. Довольны мы (народ) работой МВД? Нет. А реформа проведена. Реформа судов тоже была проведена. Каков же результат? У нас перестало существовать телефонное право? Нет, оно усилилось. Коррупция в результате неустанной борьбы с ней переродилась из заболевания в среду обитания общества. А реформирование науки привело к ее уничтожению, - констатирует известный журналист Олег Попцов. - Все национальные проекты, значимые по замыслу, не породили новой философии развития страны. Почему? Потому что философия развития - это идеология. А идеологии у нас нет. Как нет и ответа на вопрос, во имя чего живем. А идеология - это, по сути, дорожная карта, когда идущий знает, куда идти.

Думцы, дорогие вы наши, а может, не надо ставить рекорды, убивать себя непосильным трудом на законодательной ниве? Может, лучше меньше, да лучше? Ведь вы вместо фильтра, призванного отсеивать сырые или даже вредные законопроекты, предлагаемые правительством, давно стали трубопроводом. И то, что хлещет из этого трубопровода, загоняет страну если не в тупик, то в очень длинный изнурительный переулок.

Вот и получается, что реформы, проводимые во имя создания продуктивной модели управления, обеспечивающей нарастающую динамику развития страны, этого развития не обеспечивают. Почему? А потому, объясняют реформаторы, что проводим реформы.

Какая-то сказка про белого бычка...